Новость из мира искусства
Вновь всплывают на аукционе Sotheby’s драгоценности Российской империи. Уникальное бриллиантовое колье императрицы Екатерины Великой будет продано с молотка 16 ноября. Это изысканное украшение создано во второй половине XVIII века и имеет огромную историческую ценность. Ювелирное искусство достигло в этот период непревзойденных вершин мастерства, чему способствовало щедрое покровительство со стороны российской императорской семьи.
Колье Екатерины Великой — историческая драгоценность Российской империи, известно в мире как Imperial Diamond Necklace of Catherine the Great. Оно состоит из двух независимых между собой изделий — собственно колье "ривьера" и бантика-броши, который служит застежкой украшения. Колье представляет собой соединение 27 крупных бриллиантов, окаймлённых декоративным листовидным орнаментом и окружённых россыпью более мелких камней. Оценочная стоимость — $3-5 млн.
Это колье в нашей стране никто никогда не видел. На Запад оно попало вместе с другими сокровищами Романовых, когда советское правительство решило восполнить дефицит в бюджете страны за счет массовой "реализации" антиквариата. Колье выставлялось на торгах в 1927 году и было приобретено лондонским ювелиром С. Дж. Филлипсом. Следует заметить, что он купил колье "ривьера" и брошь "бант" отдельными лотами, а позже соединил их в одно украшение. В 1960 году его купил частный коллекционер, и оно исчезло из поля зрения. 17 ноября 2005 года в Женеве на Sotheby’s снова на продажу было выставлено бриллиантовое колье, принадлежавшее императорской фамилии России. Аукционный каталог "Magnificent jewels" представлял 450 лотов, но только "русское колье" имело еще и отдельное подарочное издание в твердой обложке, а также буклеты на русском и английском языках. Русское бриллиантовое колье на краткий миг появилось на женевском аукционе и снова исчезло в неизвестной частной коллекции.
Парадный портрет Екатерины II работы Ф.С. Рокотова, 1780
История возникновения царской сокровищницы драгоценностей начинается еще в XVIII веке. В 1719 году Петр I основал Камер-коллегию, где должна была храниться коллекция ювелирных украшений, принадлежащих российскому государству. Пётр Великий постановил, что каждый последующий император или императрица обязан передать государству определенное количество драгоценностей, приобретенных во время своего царствования, и что ни одна из коллекционных драгоценностей не подлежит продаже, обмену либо приношению в дар. Коллекция располагалась в Алмазной комнате Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди. Ж.-М. Натье, 1717
Царские сокровищницы пополнялись столетиями, а во время царствования Екатерины Великой расточительность двора достигла невиданных размеров: для императрицы трудились лучшие французские и швейцарские ювелиры, такие как Позье и Дюваль. Во время Первой мировой войны было принято решение о переносе коллекции в Москву, сейфы с драгоценностями собирались и перевозились в такой спешке, что не было составлено даже описи. По прибытии в Москву драгоценности были реквизированы и спрятаны до окончания войны.
Портрет Екатерины II. Ф. С. Рокотов, 1763
В 1921-1923 годах производить оценку драгоценностей пригласили Агафона Фаберже, а в 1925 году под руководством профессора А.Е. Ферсмана был подготовлен и опубликован каталог "Сокровищница бриллиантов и драгоценных камней России" на русском, английском, французском и немецком языках. Он имел 232 черно-белые иллюстрации с описанием каждого изделия. После этого большая часть коллекции была доставлена в Лондон, и 16 марта 1927 года выставлена на аукционе Christie’s "Manson & Wood" под названием "Драгоценности государства Российского". Украшения из собрания были приобретены в частные коллекции и позже повторно выставлялись на продажу аукционным домом Sotheby’s
В публикации "Короны Российской империи" на сайте "Историческая правда" рассказывается о том, как в то время поступили с главным символом власти российских монархов. Из короны выдрали все бриллианты и передали их министру финансов Ирландской Республике в качестве залога за денежный заем. Потом об этой сделке все забыли, и бриллианты оставались в дублинском сейфе до 1950 года. В конце концов власти СССР вернули Ирландии деньги, и в 1984 году уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован.
Императорская корона была изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок — всего за два месяца. В настоящее время её можно увидеть в Алмазном фонде в Кремле.
Распродажа в 1920-30-х годах музеев и дворцов, церковного имущества и коронных ценностей обернулась для нашей страны культурной катастрофой. Неприкосновенные художественные запасы страны были выведены из-под контроля надежных и компетентных защитников, было нормой выламывать драгоценные камни из изделий и продавать отдельно металлы и бриллианты.
Но великая авантюра с вывозом произведений искусства на западные аукционы не оправдала себя в финансовом отношении. И жертвы оказались по большому счету бессмысленными, так как пик предложений пришелся на годы мирового экономического кризиса, когда все продавалось, но спроса на этот художественный товар не было.
Императрица Екатерина II в Большой императорской короне,1766-7. Виргилиус Эриксен. Государственный музей искусств, Дания
Несколько слов о предстоящем аукционе. Аукционы драгоценностей Sotheby’s проходят в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Женеве, Сент-Морице, Париже, Милане и Амстердаме. Уже многие годы Sotheby’s выставляет на торги предметы из самых значительных коллекций драгоценностей во всем мире, таких как коллекция герцогини Виндзорской, графини де Буарувре, принцессы Глории фон Турн и Харри Винстон.
По традиции аукционного дома Sotheby’s накануне торгов, которые пройдут 16 ноября в Женеве, украшения "гастролируют" по миру. В Москву в этот раз привозили шесть лотов. Их можно было посмотреть в отреставрированном Шереметьевском подворье в течение только одного дня. Причина столь краткого пребывания, стремление британского дома соблюсти максимальную безопасность и свести все риски (связанные в том числе с санкциями против России) к минимуму.
В коллекцию, представленную в Москве, вошли изысканные ожерелья, подвески, браслеты, броши и тиары домов Cartier, Рене Лалик и Жана Шлюмберже. Почти каждый лот отсылает если не к истории каких-то стран, то к истории ювелирного искусства и древних родов. Например, в Москву привезли колье со старинными изумрудами и бриллиантами 1880 года римской принцессы рода Дориа-Памфили с эстимейтом $1 700 000 и ажурное ожерелье "Жасмин" из бриллиантов и цветных камней работы ювелира Жана Шлюмберже с оценочной стоимостью $200 000. Начинавший работать вместе с Эльзой Скиапарелли в Париже в начале века, Жан Шлюмберже прославился как ювелир-сюрреалист. Его фантазийные украшения имеют объем, эффект движения, легкость. Шедевры Жана Шлюмберже , стали визитной карточкой дома Tiffany & Co и украсили изящные наряды Жаклин Кеннеди и Элизабет Тейлор.
Среди привезенных в Москву украшений есть тиара Фиалка 1905 года из стекла, эмали и бриллиантов, созданная в мастерской ювелира Рене Лалика и ожерелье "Юпитер и Амалтея" из стекла, сапфиров и эмали.
За цветными бриллиантами охотятся музеи, коллекционеры и ювелирные дома. Иногда такие камни заново гранят, чтобы с помощью современной огранки показать всю их красоту, силу сияния и яркость цвета, и вставляют в новые оправы. Ведь как бы ни менялась мода на украшения, она все равно строится вокруг драгоценных камней. Но рудники скудеют, и достойные камни появляются крайне редко.
Самым дорогим лотом аукциона "Шедевры ювелирного искусства" 16 ноября 2016 года станет небесно-голубой бриллиант Cartier 8,01 карата изумрудной огранки, его оценочная стоимость — $25 млн. За последние 15 лет цены на старинные драгоценные камни с безупречной репутацией возросли в сотни раз, а на цветные, самые редкие, бриллианты — в тысячи раз. Каждое появление такого камня на аукционе — историческое событие.
Бриллиант Cartier 8,01 карата изумрудной огранки. Женский браслет из горного хрусталя и бриллиантов, мастерская Рене Буавэн, около 1934 г. Брошь-клипса Cartier& 1930 г. с бриллиантами, изумрудами и характерной величественной геометрией линий французского ювелирного дома Cartier
published on
Запись
Комментарии (0)