21 октября отмечает день рождения Никита Михалков.
Устоялось мнение, будто этот режиссер был очень талантлив в молодости, а с годами превратился в «Бесогона». Здесь уместно спросить, а кто из значимых творцов проделал обратную эволюцию или хотя бы удержался на первоначальном уровне? Панфилов? Бондарчук? Всеми уважаемые (но не за последние работы) Рязанов и Гайдай?
Режиссуру питает время и место, а не только профессиональные навыки.
Михалков отвечал времени позднего Брежнева с его осмыслением ретро, ибо настоящее осмысливать становилось все страшнее («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова», «Очи черные»). Осмысливать ретро Михалков продолжил и во время новейшее («Утомленные солнцем» (три фильма), «Солнечный удар»), но тут уже начала сказываться творческая усталость.
А как актер начинал Михалков с полного соответствия именно своему времени, - сыграв доброжелательного, открытого метростроевца Колю в шестидесятническом гимне «Я шагаю по Москве» (1963). С этого фильма его узнала и полюбила вся страна.
Давайте посмотрим, в каких фильмах он снимался до «Я шагаю по Москве», попутно отметив молодых актеров, что блистали с ним рядом.
"СОЛНЦЕ СВЕТИТ ВСЕМ". НАЙДИ НИКИТУ МИХАЛКОВА (картинка с сайта kinoreporter.ru)
Первый раз Никита Михалков мелькнул на экране в возрасте 14 лет, в фильме Константина Воинова «Солнце светит всем» (1959). Он бессловесно сидел за партой в сцене урока истории.
В этой же мелодраме дебютировала дочка известного советского поэта Ольга Наровчатова. После «Солнце светит всем» она за два года умудрилась отметиться в эпизодах кассовых боевиков «Алешкина любовь», «Прощайте, голуби», «Евдокия» и сошла с экрана.
В "ТУЧАХ НАД БОРСКОМ" МИХАЛКОВ ИГРАЛ ШКОЛЬНИКА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕГО В САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОПА
Драма Василия Ордынского «Тучи над Борском» стала знаменем антирелигиозной пропаганды, но заметим, что речь в большинстве картин хрущевской эпохи «против попов» шла не о христианской церкви, а сектантах, коих и ныне заслуженно прессуют. Тем не менее, православный Михалков сознает участие в данной картине неудобством, делая акцент, что в содержание фильма даже не вникал. Может быть. Ему даже не надо было читать сценарий, настолько мала роль.
У кого роль в «Тучах…» большая, так это у Инны Гулой. После впечатляющего дебюта Гулая повторила успех в драме «Когда деревья были большими», постепенно теряя здоровье, нервы, удачу. Закончила актриса плохо и в немалой степени разрушение ее психики относят к «Тучам над Борском», где пришлось продемонстрировать поистине нездоровую палитру «а-ля Достоевский».
Кроме Гулой и Михалкова в «Тучах над Борском» снимались молодые Владимир Ивашов (сразу после триумфальной «Баллады о солдате»); Роман Хомятов, ставший в будущем заложником роли Фрунзе (
"Д\ПРИКЛЮЧЕНИЯ КРОША"
Первая большая роль ждала Михалкова в экранизации школьной повести Анатолия Рыбакова «Приключения Кроша» (1961). Делал фильм Генрих Оганесян, чьей следующей постановкой будет хит по пьесе Михалкова-старшего «3 + 2». Кроша играл пасынок режиссера Николай Томашевский, больше ничего в кино значимого не сделавший. Именно он привел Михалкова в труппу, на роль ушлого паренька Вадима.
Эпизод, где Вадим принимает у ребят запчасти к машине, до сих пор выглядит живо, что немудрено. По словам Михалкова это была импровизированная сцена, впервые позволившая ему продемонстрировать актерские возможности.
Кроме Михалкова и Томашевского в «Приключениях Кроша снимался сын известного советского киноведа Ростислава Юренева Андрей. Киношники любили задействовать этого актера в картинах о давних делах Европы. Он играл графа Альтамира в экранизации «Красное и черное», графа Горна в экранизации «Легенды о Тиле», Гарри в экранизации «Айвенго», графа Кампо-Бассо в экранизации «Квентина Дорварда».
НИКИТА МИХАЛКОВ ГОТОВИЛСЯ К СЪЕМКАМ У СЕРЕГЕЯ БОНДАРЧУКА В "ВОЙНЕ И МИРЕ" (картинка с сайта iz.ru)
Первый раз на главную роль Михалков пробовался в картину «Друг мой, Колька!» (1961) Александра Митты и Алексея Салтыкова. Но в результате и там появился лишь в массовке.
Роль Кольки отошла Александру Кобозеву, который, кстати, играл вместе с Михалковым в молодежной студии при театре Станиславского. После дебюта Кобозев продолжать актерскую карьеру не захотел, хотя его звал на главную роль в «Иваново детство» Тарковский. В результате фильм Тарковского сделал звездой Николая Бурляева, который, кстати, вместе с Михаловым и Кобозевым играл в молодежной студии при театре Станиславского.
Кроме Кобозева и Михалкова в «Друг мой, Колька!» впервые эпизодически появился на экране Олег Видов.
Не повезло Михалкову и с эпопеей «Война и мир» Сергея Бондарчука, куда он пробовался на роль Пети Ростова. Парень слишком быстро рос, фильм слишком долго снимался, в результате Никита «не попал по возрасту».
Но у него ведь был также творческий тыл в виде киножурнала «Фитиль», которым руководил отец. В «Фитиле» Никита Михалков как актер показался лишь раз, не больно надо ему оно оказалось. Сюжет с Михалковым назывался «Не по инструкции» и вышел в 1964. Действие вертелось возле автоматов метро, и не зря в кадр попал именно Михалков, годом раньше покоривший страну как метростроевец Коля.
Но это уже другая история.
Комментарии (0)