30 марта ушла из жизни Людмила Гурченко (1935-2011), актриса, которой грозило остаться в памяти народа всего лишь Леночкой Крыловой из «Карнавальной ночи».
Ведь после славы на Гурченко свалилось испытание забвением и ей стоило огромного труда убедить всех, что слава та была не случайна.
Пожалуй, Гурченко несколько преувеличивала масштаб катастрофы, из которой вышла Людмилой Марковной. Но катастрофа была в реале, спуская молодую актрису с вершин зрительского интереса в разряд случайных эпизодниц.
Как все протекало?
Итак, после песенки про пять минут вчерашняя студентка ВГИКа стала кинозвездой. «Карнавальная ночь» явила один из самых громких дебютов в истории советского кино и сразу специально под Гурченко залудили еще одну музыкальную комедию «Девушка с гитарой» (1958). В процессе создатели фильма вспомнили про фестиваль молодежи и студентов, начав ломать сценарий, приноравливая его к эпохальному событию. Гурченко горевала о творившейся импровизации:
«И на всем протяжении съемок в картине то и дело что-то исправляли, добавляли, переписывали. Финальный концерт самодеятельности был снят совместно с иностранными коллективами почти документально. Их привозили к нам на съемку буквально на несколько часов. За это время нужно было не только с ними познакомиться, попривыкнуть, но еще выбрать из их программы подходящий номер и как-то меня в нем задействовать. А значит, мне все это приходилось осваивать немедленно… Далее, надо быстро в тонателье записать фонограмму этого номера. Опять же скоренько перебежать в павильон. Отрепетировать номер и снять, желательно, с одного раза!»
В общем, фильм матерого режиссера Файнциммера явно не задался, несмотря на ряд актерских работ, благодаря которым он мелькает по телевизору до сих пор. По выходу же в прокат лента собрала 32 миллиона зрителей. Правда эту мало на что претендующую картину сравнивали с «Карнавальной ночью» и становилось ясно – успех повторить не удалось.
Параллельно развивались следующие события. В период между выходом первым и вторым фильмом Гурченко приложили газетным фельетоном за участие в левых концертах (
С Павлом Морозенко в фильме "Роман и Франческа"
Что бы там ни было - левые концерты, отказ сотрудничать с властями, - но следующий проект под Людмилу делали уже не на центральных студиях, а на Довженко. Допускаю, это произошло, в том числе потому, что харьковская девушка закончила институт, и получила распределение по месту жительства. Мелодрама «Роман и Франческа» (1960) собрала в прокате 27,2 миллиона зрителей, доказывая — имя Гурченко по-прежнему делает сборы (
С Олегом Борисовым в "Балтийском небе"
Актриса же переживала, что ее видят исключительно Леночкой Крыловой. Карьера грозила заштамповаться, когда на помощь пришел Семен Венгеров, задействовавший Людмилу в драме «Балтийское небо» (1960), повествующей о любви девушки и солдата на фоне блокадного Ленинграда. Кроме Венгерова Гурченко встретила на площадке «Балтийского неба» Олега Борисова, который на протяжении последующего десятилетия был наиболее частым ее кинопартнером (
После этого «ленфильмовского» проекта Гурченко снова попала на студию Довженко, в экранизацию романа Панаса Мирного «Гулящая» о тяжелой судьбе батрачки, зависящей от мужских хотелок. Снимал картину легендарный скульптор Иван Кавалеридзе (
Гурченко этот фильм не жаловала, признаваясь:
«В кадре во время самых страшных грехопадений героини от меня требовалась пуританская нравственность. Нужно было, как говорится, зачать без зачатия. Вот задача! Слабо, противно сыграла эту роль. В повторе никогда этот фильм не смотрю. Сейчас бы мне такую роль… Но все придет позже».
После «Гулящей» на Гурченко обрушился вал проблем. Новых проектов специально под нее не затевалось. Развалилась семья. Пропал голос. В Театре Киноактера актрису в результате долгого простоя сняли с зарплаты.
С Олегом Борисовым в фильме "Рабочий поселок" (картинка с сайта on-off-on.ru)
В 1963 она вновь столкнется с Олегом Борисовым в комедии «Таллинфильма» «Укротители велосипедов». Благодаря жанру фильм имел успех, собрав 21,2 миллиона. По признанию Гурченко позвали ее лишь потому, что у режиссеров в самый разгар съемок слетела актриса.
На помощь вновь пришел тандем Венгеров + Борисов с фильмом «Рабочий поселок» (1965). Оценивая эту работу Гурченко скажет:
«Очень хорошая была пресса. Но роли Сони (в «Балтийском небе», - прим. авт.) и Марии Плещеевой были только единичными удачами. Чтобы моя судьба в кино изменилась, нужна более крупная, масштабная роль. Но такой, не было еще очень-очень долго».
И во второй половине 1960-ых, преодолев тридцатилетний рубеж, Гурченко продолжила падение. Теперь в ее кинокарьере прекратились как хиты, так и серьезные драматические работы. Положение усугублялось тем, что актриса и театр свой найти не могла. Сменив несколько трупп, Гурченко ушла на эстрадные подмостки сборных концертов, в программы а-ля «Товарищ кино».
В 1966 Гурченко сыграла главную роль в полностью провалившейся комедии «Нет и да» (первом стереоскопическом фильме, снятом в системе «Стерео-70»). Дальше последовали вообще эпизоды – «Взорванный ад» (1967), «Белый взрыв» (1969), «Один из нас» (1970).
В своих воспоминаниях Гурченко цитировала ехидные письма зрителей:
«Вчера смотрела фильм «Один из нас». Мелькнули вы в самом начале — и след простыл. Как же вам не стыдно? Что вам, есть нечего? И это после Леночки Крыловой, после Франчески?».
«Теперь вы все в ресторанчиках поете. «Взорванный ад» смотрел — там вы в немецком ресторане, а в «Неуловимых» — во французском. Наша семья в вас разочаровалась. А ведь «Карнавальная ночь» — наша молодость…»
Только в начале 1970-ых началось звездное возвращение Людмилы Марковны на большой экран. Сама она считала первой удачной работой новой линейки «Дорогу на Рюбецаль» (1971). А там пошло: «Тень» (1971), «Табачный капитан» (1972), «Старые стены» (1973), «Соломенная шляпка» (1974)…
Удачно пошло и ходко.
Ну да, вы знаете....
Комментарии (0)