На экране они выглядели форменными недотёпами – чудаковатыми и нелепыми. В реальной жизни эти артисты мало походили на своих непутёвых героев. Но режиссёры раз за разом предлагали им одни и те же роли, калеча и карьеру, и жизнь.
Как Георгий Вицин стал вечным Трусом, Анатолий Равикович — подкаблучником Хоботовым? Как они и другие гениальные советские актёры с огромным драматическим потенциалом были вынуждены играть простаков и выпивох? Кто до конца сопротивлялся, а кто смирился? И почему под конец жизни все они стали похожими на своих экранных героев?
1. Георгий Вицин
Под конец жизни Георгий Михайлович, прежде чем выйти из дома, заматывал лицо шарфом, надвигал шляпу на глаза, чтобы никто его не узнавал. Он шарахался от людей, словно они могли заразить его какой-то страшной болезнью. Журналисты писали, что артист стал похож на городского сумасшедшего. Коллеги говорят, что когда Вицин был уверен, что его никто не видит, то он вёл себя абсолютно нормально. Так что же заставляло всенародно любимого актёра прятаться от людей?
Георгий Вицин.
Главное событие в жизни Георгия Вицина произошло в 1961 году. На экраны страны вышел короткометражный фильм Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс». Картина произвела настоящий фурор. Фильм стал номинантом на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Никому доселе не известный 43-летний актёр буквально проснулся знаменитым. Гайдай сумел разглядеть в Вицине нечто такое, чего до него не видел никто и получился ярчайший, незабываемый образ. Забавный, слабовольный и бесхарактерный недотёпа, с явными признаками алкоголизма, отныне станет постоянным амплуа Вицина.
Георгий Вицин в юности.
Поклонники воспринимали артиста и в жизни таким, какими были его экранные герои. К нему подбегали, хлопали по плечу, требовали сфотографироваться и, конечно же, предлагали выпить. А Георгий Михайлович, который был в жизни совершенно другим человеком, очень смущался и расстраивался.
В детстве маленький Гоша был похож на своих будущих персонажей только одним — он был очень стеснительным. Мальчик решил бороться с этим недостатком радикальным способом — решил стать актёром. Несмотря на весьма неоднозначную внешность, которая практически ставила крест на кинокарьере. Только у Георгия была одна черта, которая позволила ему добиться всего, чего он хотел — целеустремлённость. Он очень боялся сцены. Когда Вицин выходил на публику, он буквально обливался потом от страха. Со временем ему удалось преодолеть все свои комплексы.
После окончания школы-студии МХТ, юное дарование пригласил в свой театр известный режиссёр Николай Хмелёв. 19-летний артист мгновенно принялся ухаживать за его супругой. Надежда Тополева была одной из самых красивых актрис Москвы. Разница в возрасте между ними была просто колоссальной — целых 16 лет. Казалось бы, что ничего общего между ними нет и быть не может. Но Вицин был очень умным, начитанным, безумно обаятельным и невероятно упорным молодым человеком. Надежда устоять не смогла.
Надежда Тополева.
Мало кто знает о том, что в фильме «Белинский» (1950) Георгий Михайлович блестяще сыграл роль Николая Васильевича Гоголя. Драматическая роль удалась ему настолько, что многие коллеги по сей день называют его главным Гоголем советского кинематографа. Много лет спустя, режиссёр картины, Григорий Козинцев, собирался предложить Вицину роль Гамлета в своём новом фильме. Но тут Гайдаю позарез понадобился застенчивый глуповатый хлюпик. В итоге Гамлетом стал Иннокентий Смоктуновский, а Георгий Михайлович навсегда стал Трусом...
Главный Гоголь советского кинематографа.
Образ выпивохи интеллигентной наружности намертво сросся с артистом. При этом сам Вицин не пил, был очень умным и образованным. Более того, каждому встречному он готов был рассказывать о здоровом образе жизни, так как сам был вегетарианцем и занимался йогой.
В семейной жизни у Вицина тоже не всё было гладко. С Надеждой Тополевой он расстался после 20 лет совместной жизни и женился на молодой работнице бутафорского цеха театра, Тамаре Мичуриной. Вскоре у них родилась дочь. О первой супруге не переставал при этом заботиться.
Тамара Мичурина.
В 1990-е актёр, как и многие его коллеги, остался не у дел. Играть ему было некого. В последние годы жизни Георгий Михайлович с супругой очень редко выходили из дома. С коллегами общались только по телефону. К концу он всё больше походил на своего персонажа Труса — такой же помятый и запущенный. Жаловался, что сидит без денег. Дочь Наталья впоследствии говорила, что у отца была хорошая пенсия, только тратил он её не на себя, а на бездомных собак.
Все деньги актёр тратил на бездомных собак.
2. Александр Леньков
Александр Леньков сыграл множество незаметных ролей в кино. Зрители его в основном помнят по роли чудаковатого инженера из «Зимней вишни». Он мечтал о больших серьёзных ролях, но режиссёры предлагали ему лишь роли несчастных недотёп.
Молодой Александр Леньков.
В детстве Саша и не мечтал о карьере в кино. Он был настоящим сорванцом, постоянно ввязывался в дворовые драки, слыл хулиганом. По судьбоносному совпадению, школа, где он учился, находилась рядом с театром Моссовета. Когда мальчик был в 4 классе, в школу пришли из театра, им нужен был ребёнок для участия в одном спектакле. Выбрали Ленькова. С тех пор он постоянно был задействован в разных спектаклях, а уже в 21 год сыграл свою первую роль в кино. После выхода на экраны фильма «Ключи от неба», на юношу обрушилась всесоюзная слава. Он мечтал о серьёзных ролях сильных мужчин, а все отныне воспринимали его как забавного недотёпу.
Александр Леньков играл только забавных недотёп.
Обаятельные добряки, неуклюжие волшебники, молодые люди без особой душевной глубины — такие роли теперь предлагали Ленькову. Артист взрослел, а вместе с ним взрослели и его роли. Актёру стали предлагать играть обаятельных чудаковатых холостяков среднего возраста. За пределами экрана Александр Сергеевич был совсем не таким. Он был очень умным и невероятно харизматичным. Продолжал мечтать о большой серьёзной роли.
Актёру было уже за 40, когда ему предложили роль короля гномов в спектакле «Пчёлка». Он играл столь проникновенно, что рыдали и зрители, и коллеги. Роль оказала какое-то мистическое влияние на актёра. Даже смывая грим и снимая костюм, он продолжал изображать мудрого и заботливого гнома. Артист настолько вжился в этот образ, что стал настоящим добрым волшебником и в жизни. Он самоотверженно помогал людям. Свою гримёрку превратил в ателье, где шил абсолютно бесплатно одежду для всех желающих. Леньков даже внешне стал напоминать короля гномов. Его развевающиеся седые кудряшки превращали его в сказочного героя.
Король гномов.
Потом Александр Сергеевич узнал, что у него рак и врачи на этой стадии бессильны ему чем-либо помочь. Артист никому об этом не сказал, даже близкие друзья до последнего ничего об этом не знали. Он не хотел никого беспокоить своими проблемами. Коллеги узнали о диагнозе Ленькова только после его смерти.
Александр Леньков не хотел никого беспокоить своими проблемами.
3. Анатолий Равикович
Анатолий Равикович более всего запомнился ролью подкаблучника Хоботова в «Покровских воротах». В жизни актёр не отличался кротостью нрава. Мириться с амплуа добродушного недотёпы не собирался. Однажды в трамвае к актёру подсел подвыпивший мужчина и начал орать: «Хоботов! Я тебя узнал!» Артист просто взбесился. Он вышел следом за мужчиной на остановку и набил ему лицо. Сыграв в 46 лет Хоботова, Равикович стал ассоциироваться с этим персонажем у всей страны. Никто не помнил его имени. Он стал для всех Хоботовым.
Молодой Анатолий Равикович.
До этого актёр снимался лишь в эпизодических ролях, а роль недотёпы и подкаблучника в «Покровских воротах» сделала его знаменитым. Так почему же Равикович так ненавидел эту роль?
Равикович просто ненавидел роль Хоботова.
Рос Толик в интеллигентной ленинградской семье. Мальчика во дворе называли артистом. Пухлый юноша доводил соседей до колик, пародируя героев известных фильмов. После школы он поступил в театральный. Внешность актёра настолько не соответствовала его внутреннему миру, что помогло создавать столь яркие комические образы. Именно это отмечали режиссёры и театра, и кино. Равикович блистал в комических ролях. На сцене театра Ленсовета Анатолий Юрьевич почти два десятка лет играл Карлсона. Он был просто неподражаем! В кино его практически не снимали, артист очень расстраивался из-за этого.
В роли Карлсона.
Свою звёздную роль он получил, перешагнув 45-летний рубеж. На роль пробовались Геннадий Хазанов и Андрей Миронов, но Михаил Козаков решил, что лучше Хоботова, чем Равикович, ему не найти. И был прав. Артист идеально сыграл. Наутро после премьеры он проснулся знаменитым.
Казалось, что Равикович и в жизни вылитый Хоботов. Но это было совсем не так. Он был совершенно другим, полной противоположностью. Даже жена у него была не такая, как экранная властная Маргарита. Ирина Мазуркевич была на 22 года младше. Тоненькая, хрупкая, с тихим голосом. Когда они познакомились с Анатолием, то он ей казался древним стариком. Но между ними пробежала, как говорят, та самая искра и больше они не расставались. Ведь рохлей, как его герой Хоботов, Равикович в жизни не был. Он был обаятельным и смелым с женщинами, его считали жутким бабником.
Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич.
Кроме того, в быту он тоже не был беспомощным. Анатолий Юрьевич прекрасно умел делать ремонты любой сложности. Самое интересное, что он был ещё и очень вспыльчивым задирой. Он мог врезать кому угодно. Его безумно расстраивало, что жизнь заканчивается, а от него останется только Хоботов...
Неожиданно актёру выпала большая удача — ему предложили сыграть в театре короля Лира. Режиссёр Геннадий Тростянецкий уверял, что после такой роли карма неудачника Хоботова навсегда покинет артиста. Равикович вдруг испугался. Он привык играть героев второго плана, а тут такая ответственность. Ему выпала такая глубокая трагическая роль, а он в последний момент превратился в… Хоботова и отказался. После его смерти случилось то, чего он так сильно боялся. В его некрологе было написано: «8 апреля не стало Анатолия Равиковича, создавшего обаятельный образ инфантильного недотёпы Льва Хоботова, на долгие годы ставшего символом современного интеллигента».
4. Валерий Носик
Владимир Носик (брат), Александр Носик (сын) и Валерий Носик.
Как и положено любому настоящему актёру, Валерий Носик мечтал о роли Гамлета. Смотрел, как играли принца датского другие артисты, перечитывал пьесу много раз. Только и сам при этом понимал, что шансов у него практически нет — с его-то данными! Во ВГИК он поступил со второго раза — уж слишком неактёрским был типаж, да ещё и дефект речи. Валерий устроился работать слесарем. Однажды к ним на работу пожаловали киношники. Нужен был молодой, простой рабочий парень с истинно пролетарской внешностью. Они выбрали Носика.
Таких типажей не хватало в советском кинематографе.
После дебюта от предложений не было отбоя. Таких типажей, как оказалось, не хватало советскому кинематографу. Только актёра не радовало, что режиссёры видели в нём исключительно эдаких простоватых чудаков. Хотя перевоплощался актёр идеально. Ему не нужен был даже специальный грим.
Он мечтал о серьёзных ролях, а ему предлагали только роли простоватых чудаков.
В 22 года в экспериментальном театре пантомимы Валерию выпала честь сыграть Гамлета. Это открыло в нём бездну драматического таланта. Только судьбе было это неугодно. Всё закончилось на уровне репетиций. Театр закрыли, а Носик так и не смог воплотить свою мечту перед зрителями. Избавиться от амплуа чудика актёру так и не удалось. Других ролей ему не предлагали. Тоску Валерий Бенедиктович стал заливать водкой. Из-за этого пагубного пристрастия с ним развелась его первая жена Лия Ахеджакова. Своей второй супруге, актрисе Марии Стерниковой, актёр пообещал бросить пить. Он продержался несколько лет. В браке родился сын, который потом продолжил актёрскую династию.
Серьёзные роли ускользали от него.
Сорвался артист после издевательской роли в фильме «Сапоги всмятку». После этого он погрузился в жуткий запой. Остановиться уже не смог. Роль суфлёра, в котором живёт великий артист и тот сходит в конце концов с ума, свела с ума и самого Носика. Этот герой так был похож на него самого. Постоянные муки и разочарования, алкоголь, подорвали здоровье великого артиста, которому так и не дали реализовать свой богатый потенциал. В 54 года он ушёл, так и не сыграв ни одной серьёзной роли.
Валерий Носик в фильме «Сапоги всмятку».
5. Борислав Брондуков
С рождения у Борислава было слабое здоровье. Маленького, худенького, несколько несуразного паренька в детстве обижали сверстники. Когда мальчик вырос, красоты не прибавилось. С такими данными в артисты не идут. Брондуков и не собирался. Окончил техникум, работал на стройке. Увидев объявление на улице, решил попробовать свои силы на актёрском поприще. Поступил в театральный институт неожиданно даже для себя самого. Вскоре Брондуков стал сниматься в кино. Он успел сыграть несколько серьёзных ролей, которые не принесли ему известности.
Молодой Борислав Брондуков.
Вместо этого славу артисту принесла роль выпивохи в кинокомедии «Афоня». Борислав Николаевич настолько вжился в роль Федулова, что и в жизни начал на него походить. После премьеры его стали узнавать на улицах и… предлагали выпить. Так яркая роль стала для актёра не только счастливым билетом, но и проклятием. Все режиссёры видели в нём только неудачника Федулова. Правда, артист и в жизни был весёлым и компанейским, да и выпить любил.
В роли Федулова.
Весьма недовольна была всем этим супруга актёра — Екатерина. Она очень любила его и видела, что такая жизнь артиста до добра не доведёт. Ради мужа многообещающая юная актриса бросила карьеру и всецело посвятила себя семье. Родила Бориславу двоих сыновей и мечтала, что супруг станет играть серьёзные роли и остепенится в жизни. Такая картина появилась. Роль в фильме «Вас ожидает гражданка Никанорова» раскрыла драматический потенциал актёра. Но одна роль не смогла изменить ни карьеру Брондукова, ни судьбу.
Борислав Брондуков с женой и детьми.
Актёр работал на износ, чтобы семья ни в чём не нуждалась. За эпизодические роли ведь и платили ничтожно мало. Поэтому от бесконечных недотёп в кино и театре артист не отказывался. После напряжённых гастролей, съёмок, репетиций и командировок, расслаблялся в компании неизменной бутылки. Здоровье было подорвано. Первый инсульт у Борислава Николаевича случился в 48 лет. Тогда ему удалось выкарабкаться. Он продолжил работать. Правда, начались проблемы с речью. Теперь герои Брондукова говорили чужими голосами.
Потом актёр взялся за старое. К 60 годам весёлый и жизнерадостный Брондуков превратился в лежачего инвалида. Жена увезла его к своей маме в деревню. Думала там поставить его на ноги. Но случился второй инсульт, а потом третий. После четвёртого Борислав Брондуков скончался.
Четвёртый инсульт стал для Брондукова последним.
Комментарии (2)