Главными поставщиками детского сказочного кино были в СССР два режиссера киностудии Горького – Роу да Птушко (смотри записи по тегу
Кроме них выделялся ряд сказочников рангом пониже, среди которых числился Михаил Юзовский (1940-2016).
Вот о нем и поговорим.
Когда Мише еще не исполнилось и десяти лет, его отец, театральный критик Иосиф Юзовский, попал под грандиозный скандал. Иосифа обвинили в критике бездарнейших пьес Александра Сурова (
Только в 1957 снова начались какие-то публикации.
Но к этому моменту Юзовский-старший был непоправимо болен. За несколько лет он сгорел от рака.
Что касаемо сына, Михаил тоже прошел непростой путь от славы к холостому ходу.
Он еще учился во ВГИКе, когда ему доверили постановку блескучего новогоднего концерта «На два часа раньше». Пустили концерт в телеэфир 31 декабря 1966, как не сложно догадаться, за два часа до Нового года. Там появились Аркадий Райкин, Марсель Марсо, Фаина Раневская, и многие другие любимые народом артисты. Ставил этот «На два часа раньше» Юзовский вместе с Виталием Кольцовым.
"Полчаса на чудеса"
Дипломная работа Юзовского - новелла «Полчаса на чудеса» (1968), где режиссер выработал формулу успеха: сказочный, яркий сюжет; звездные актеры; эксцентрика; а, главное!, герой — современный советский мальчишка, завладевший волшебным гаджетом, который позволяет ему соприкоснуться со сказочной реальностью. Уже первый после титров кадр «Полчаса на чудеса» программировал дальнейшее развитие Юзовского — на экране возвышалось современное модерновое здание среди домишек прошлого века.
В наполненном выдумкой фильме, мальчик в исполнении Эвалдаса Миколюнаса, получал от клоуна Олега Попова волшебную кисть, исполняющую желания (
Настоящий успех выпал первому полнометражному фильму Юзовского. Он взялся за экранизацию бестселлера Юрия Томина «Шел по городу волшебник». Фильм «Тайна железной двери» (1970) стал лидером детского проката. Юзовский попал в квинтэссенцию желаний советского ребенка, и на экране они сбывались. Благодаря волшебным спичкам, которые нашел школьник, милиционера забирали в милицию; мама покупала, что попросишь и не ругала за двойки; соперники по хоккею были обыграны; пятерки за невыученные уроки получены. По первой половине «Тайны железной двери» вообще можно изучать приметы советского быта, а по второй восторгаться футуристическими декорациями волшебной страны.
Казалось бы, Юзовскому открылись все дороги. Однако, за следующие 12 лет он сделал всего лишь картину о пионерском лете «Засекреченный город» (1974), а так снимал для «Ералаша». Мегаюсжет «Бабушка!» принадлежал как раз Юзовскому.
В 1982 Юзовский снова делает верный выбор, взяв для экранизации современную сказку Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Сюжет о школьнике, попадающем в кроссовер, где рассекают баба Яга, Кощей, Кикимора, Соловей-разбойник завоевал кинотеатры. Помню премьеру этого фильма по ЦТ в рамках передачи «В гостях у сказки». В другом выпуске этой передачи, Успенский отвечал на письма телезрителей. Он явился в эфир в парике и заявил, что поседел после премьеры. Это было весело, непосредственно и уж лучше Успенскому всегда оставаться именно таким (
Какое-то время песня из фильма звучала в заставке «В гостях у сказки». Музыку к ней написал Владимир Дашкевич, а вот слова Юлий Ким (с ними Юзовский сотрудничал еще на «Засекреченном городе»). Именно с Кимом режиссер сделал следующие две картины.
В 1985 вышла «После дождичка в четверг…». Сюжет о трех царских сыновьях, вступающих в схватку с Кощеем Бессмертным, придумал еще Александр Островский, но до финала его не довел. Юлий Ким восхитился материалом классика и доделал. Пьеса пошла в театре имени Маяковского и была Юзовским экранизирована.
На этом этапе режиссер отказался от очень важного элемента в своем повествовании – героя-ребенка. Сотрудничество с поющим бардом Кимом привело к тому, что в фильмах Юзовского зазвучали песни к месту и не к месту, больше времени уделялось сатире.
Главным открытием «После дождичка в четверг...» стал осовремененный Кощей в исполнении Олега Табакова (
Больше всего Юзовского в этой сказке подвела техническая составляющая, - декорации да трюки, сделанные из говна да палок. После смерти Роу и Птушко советский кинематограф махом утратил секрет выделки на экране поражающих воображение чудес. Достаточно сравнить полет Руслана, цепляющегося за бороду Черномора (последний фильм Птушко) с пролетом героев Юзовского на паласе, долженствующим изображать волшебный ковер-самолет.
В качестве допуска, который имеет место быть, поделюсь следующим соображением. Мне кажется, основные свои шедевры Роу и Птушко сделали на трофейной кинопленке, захваченной в Германии. Именно с ее красками, связан беспрецедентный взлет советской мультипликации во второй половине 1940-ых. Ничего ведь не было, серая пустошь и вдруг за год другой международный успех. К 1970-ым советское кинопроизводство растратило тройфейные запасы и не собиралось вкладываться в закупки за границей. Как следствие на экране сразу померкли краски, а для сказок краски есть дело не последнее.
Но «После дождичка в четверг...» был еще ничего по сравнению со следующей лентой Юзовского «Раз, два – горе не беда!» (1988). Здесь он уже совсем бросил заигрывание с детской аудиторией. Произошла ориентация, ладно бы к семейному, но нет, к взрослому кино.
Юлий Ким быстро перелицевал свою пьесу времен брежневской разрядки о военном конфликте царя Ивана с заморским принцем Жан-Жаном. Получилось зрелище не без карнавала, но безнадежно опоздавшее к экрану. Чудовище Карабарас представляло собой груду неэстетичного металлического хлама. Олег Табаков в роли царя Ивана не шел ни в какое сравнение со своим же Кощеем. Молодые звезды Марина Яковлева, Елена Кондулайнен, Андрей Соколов смотрелись в насквозь пронафталиненном зрелище инородным телом.
С перестройкой первым делом гикнулось именно детское кино, о неблагополучии которого еще в первой половине 1980-ых не говорил только ленивый. Директора киностудии Горького Евгения Котова впрямую обвиняли в том, что он уничтожил добрые традиции сказок Роу, дав дорогу на экран приключенческим боевикам.
Котов не Котов, а с детским кино дела обстояли, действительно так себе. Если телевидение еще могло выдать боевик для школьных каникул в виде Электроника и Сыроежкина, Алисы Селезневой, Петрова и Васечкина, то кинематограф… Я как-то уже вспоминал, что была такая практика - «продленка», когда ты находился в школе до вечера. Вот в качестве повеселиться на продленке для класса был куплен абонемент в кино месяца на три. Раз в неделю, по средам, мы туда ходили. С тех пор ностальгические всхлипы я воспринимаю с поправкой, что средний уровень советского детского кино 1980-ых был так себе. Посмотрите фильмы «Егорка», «Утро без отметок», «Воробей на льду», «Солнце в кармане», «Карантин», «Живая радуга» (а это все продукция студии Горького). На таком сером фоне ярким пятном воспринималось даже какое-нибудь «Зловредное воскресенье».
Советское детское кино начало агонизировать еще до перестройки, а в новое время не старому еще Юзовскому удалось поставить всего одну сказку «Маша и звери» (1995), где он попытался вернуться к прежней формуле успеха — ребенок и волшебство.
Но время уже было другое.
Последние 20 лет жизни он не снимал.
Но «Тайну железной двери» у него никто не отнимет.
Комментарии (0)