Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Как полюбить архитектурный модернизм

Чем моложе архитектурное направление, тем меньше у него сторонников среди обычных горожан. Сейчас в особой опале наследие XX века, а именно послевоенный модернизм. Андрей Стенюшкин объясняет, почему трудно любить модернизм и как впустить в свою жизнь самую разную архитектуру.

 

Архитектор, сооснователь исследовательского проекта «Совмод». Окончил московский архитектурный институт.

Безусловно, модернизм не входит в число простых для понимания жанров. Многие не находят для него иных слов, кроме «уродство» и «кошмар», — на постсоветском пространстве такая архитектура вызывает острое неприятие. Причина во многом кроется в самом постсоветском пространстве.

Если утрировать, то в истории советской архитектуры мы видим два суперстиля: сталинскую неоклассику и функционализм, вместивший в себя как довоенный авангард, так и послевоенный модернизм. Если утрировать до предела, получится традиционное для искусства противостояние традиционного/понятного и странного/пугающего. Нетрудно догадаться, какое направление куда попадает.

Жилой комплекс Choux de Créteil (Франция, 1974 год). Фото: Vania Wolf / Flickr

Декор vs модернизм

В первом лагере — архитектура старого времени: богато декорированные фасады зданий, соразмерный человеку масштаб, плотный фронт застройки улиц — та физически зафиксированная в камне часть истории, которую обывателю без особых познаний комфортно наблюдать. Окружающая архитектура для обыкновенного человека — фон жизнедеятельности, аналог постоянно играющего радио. Традиционная архитектура собрана из одного набора элементов и приемов (как и популярные песни — куплет плюс припев), знакомых каждому благодаря их трансляции по всем каналам — от семьи до СМИ. Это та самая зона визуального комфорта, из которой человеку не хочется выходить. Да и, на первый взгляд, незачем.

Католический собор Богородицы (Германия, 1968 год). Фото: seier+seier / Flickr

Гостиница «Салют» (Киев, 1984 год). Фото: Савелий Барашков

Отель nhow Berlin (Германия, 2010 год). Фото: Tobias Nordhausen / Flickr

Представьте себе ситуацию: человек идет по улице в историческом центре города, визуальный код архитектуры преобразуется в приятную и знакомую мелодию, ничто не предвещает беды. И вдруг в эфир вторгается нечто странное, что заставляет обратить на себя внимание, — пронзительный шум, откровенно неоднозначное здание. Фон превращается в проблему. Если у человека достаточно знаний, ему удастся расшифровать послание и прийти к спокойствию. Если же нет, единственное, что ему остается, — испытать древний страх перед неизвестным.

Человек идет по улице в историческом центре города, ничто не предвещает беды. И вдруг в эфир вторгается нечто странное — откровенно неоднозначное здание.

Когда в область зрения попадает, к примеру, модернистская архитектура, миссия которой заключается в определенном психологическом воздействии на зрителя, наступает трагедия. Не имея возможности разобраться в непонятном предмете, неподготовленный человек теряется, у него появляется естественное желание избавиться от возникшей проблемы, то есть попросту убежать. Аналогичным образом люди могут реагировать и на современную архитектуру.

Из-за того, что большая часть нашей среды обитания — это наследие советского индустриального домостроения, мы получаем очень печальную картину, когда населению приходится жить в среде, являющейся враждебной по отношению к их психике. Причиной этому служит механистичность и монотонность типовой застройки, усугубившаяся не самым лучшим качеством строительства и последующим отсутствием ухода. Кроме того, благая идея предоставить людям доступное жилье лишила новые районы идентичности, превратив их в бесконечный серый паттерн, растянувшийся по территории всего постсоветского пространства. Отсюда и возникает ощущение подавленности и гипертрофированная тяга к мелодиям классической архитектуры с ее фасадной пластикой и простотой художественного образа.

На постсоветском пространстве бесконечный серый паттерн типового жилья вызывает ощущение подавленности и вызывает гипертрофированную тягу к классической архитектуре с ее фасадной пластикой и простотой художественного образа.
Улица Сечевых Стрельцов, Киев. Фото: Савелий Барашков

На постсоветском пространстве бесконечный серый паттерн типового жилья вызывает ощущение подавленности и вызывает гипертрофированную тягу к классической архитектуре с ее фасадной пластикой и простотой художественного образа.
Вознесенский спуск, Киев. Фото: Савелий Барашков

На постсоветском пространстве бесконечный серый паттерн типового жилья вызывает ощущение подавленности и вызывает гипертрофированную тягу к классической архитектуре с ее фасадной пластикой и простотой художественного образа.
Нижний Вал, Киев. Фото: Савелий Барашков

На постсоветском пространстве бесконечный серый паттерн типового жилья вызывает ощущение подавленности и вызывает гипертрофированную тягу к классической архитектуре с ее фасадной пластикой и простотой художественного образа.
Воздвиженка, Киев. Фото: Савелий Барашков

На постсоветском пространстве бесконечный серый паттерн типового жилья вызывает ощущение подавленности и вызывает гипертрофированную тягу к классической архитектуре с ее фасадной пластикой и простотой художественного образа.
Воздвиженка, Киев. Фото: Савелий Барашков

На постсоветском пространстве бесконечный серый паттерн типового жилья вызывает ощущение подавленности и вызывает гипертрофированную тягу к классической архитектуре с ее фасадной пластикой и простотой художественного образа.
Ярославский переулок, Киев. Фото: Савелий Барашков

На постсоветском пространстве бесконечный серый паттерн типового жилья вызывает ощущение подавленности и вызывает гипертрофированную тягу к классической архитектуре с ее фасадной пластикой и простотой художественного образа.
Улица Глубочицкая, Киев. Фото: Савелий Барашков

Скрытая красота

Чтобы понять архитектуру, стоящую за пределами зоны комфорта, не стоит выносить вердикты, основываясь на субъективном «красиво — некрасиво», нужно попытаться копнуть глубже. Та самая красота может быть скрыта за пеленой незнания.

Здание муниципалитета в Гошене (США, 1967 год). Фото: hyperallergic.com

В знаниях (а точнее, в их отсутствии) лежит корень конфликта человека с архитектурной средой. Воспитание художественного вкуса как составляющей жизни в наше время считается чем-то факультативным и необязательным. Советская система в каком-то смысле усугубила эту проблему, на несколько поколений изолировав обычных граждан от калейдоскопа визуальной информации, столь необходимой для полноценного саморазвития. Происходящее в сфере искусства, в том числе и в архитектуре, было скрыто от глаз постороннего наблюдателя, в результате людям вне этой сферы приходилось формировать свой вкус на основе обрывочных образов, просачивающихся сквозь границы профессий. Человек создавал критерии того, что ему считать красивым, а что нет, в вакууме — в дальнейшем это вылилось в китч 90-х.

Человек создавал критерии того, что ему считать красивым, а что нет, в вакууме — в дальнейшем это вылилось в китч 90-х.

Сейчас, в век интернета, ситуацию можно исправить, но для этого необходимо взаимодействие между профессиональным архитектурным сообществом и потребителями его деятельности — обычными людьми. Нужен цивилизованный диалог и просветительская деятельность в понятном для зрителя формате — вплоть до развлекательного контента. Образованность должна войти в моду.

Знания — не просто бесполезный багаж фактов; это ключ, способный открыть дверь в мир смыслов, скрытых в обыденном и привычном — окружающей нас архитектуре. Даже стандартный спальный район может содержать в себе интересную информацию, способную заставить человека заново взглянуть на среду своего обитания.

Здание суда в Буффало, Нью-Йорк (США, 1974 год). Фото: wikimedia.org

Жилой микрорайон Barbican Centre (Великобритания, 1970-е годы). Фото: Loraine Wilson / Robert Harding Heritage / robertharding

Жилой дом Trellick Tower (Великобритания, 1972 год). Фото: IK’s World Trip / Flickr

Тот же «ужасающий» модернизм является отражением своей эпохи. Он иллюстрирует принципы, которые были взяты архитекторами не с потолка, а исходя из запросов времени, в данном случае — экономики. К счастью, в наши дни мы наблюдаем переосмысление всего пласта архитектуры, оставленного послевоенным временем; все большему количеству зрителей удается увидеть в нем культурную ценность.

Консерватория Montreuil (Франция, 1976 год). Фото: Fred Romero / Flickr

Автор:

Андрей Стенюшкин

published on mirputeshestvij.ru according to the materials birdinflight.com

Запись Как полюбить архитектурный модернизм взята с сайта Мир Путешествий.


Источник: Как полюбить архитектурный модернизм
Автор:
Теги: архитектура Это интересно Великобритания бесполезный Вакуум вкус

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как полюбить свой возраст
Как полюбить свой возраст
25
Женский развлекательный и поучительный сайт. 10:29 15 май 2020
3 совета психолога, как полюбить себя?
3 совета психолога, как полюбить себя?
41
Женский развлекательный и поучительный сайт. 16:33 28 апр 2020
19 советов как полюбить себя
19 советов как полюбить себя
24
Женский развлекательный и поучительный сайт. 10:54 26 сен 2019
«Стена ревности» – интригующий «архитектурный каприз» ирландского графа
«Стена ревности» – интригующий «архитектурный каприз» ирландского графа
2
Человек познаёт мир 15:30 25 сен 2023
Как полюбить себя и повысить самооценку...
Как полюбить себя и повысить самооценку...
2
Интересный мир 18:04 20 авг 2022
5 рецептов блюд из капусты, которые заставят полюбить овощ всей душой
5 рецептов блюд из капусты, которые заставят полюбить овощ всей душой
4
Человек познаёт мир 18:30 06 сен 2023
Как полюбить гороховый суп и научиться его варить
Как полюбить гороховый суп и научиться его варить
0
Застолье 01:10 05 дек 2023
Как выглядит самый удивительный архитектурный проект XXI века
Как выглядит самый удивительный архитектурный проект XXI века
0
Интересный мир 07:15 20 фев 2017
Свет, глянец и зеркала в интерьере: в январе состоялся очередной архитектурный завтрак
Свет, глянец и зеркала в интерьере: в январе состоялся очередной архитектурный завтрак
0
Дизайны квартир для жизни 10:03 07 фев 2017
Как ты отпугиваешь мужчин, даже не давая им шанс полюбить тебя
Как ты отпугиваешь мужчин, даже не давая им шанс полюбить тебя
2
Человек познаёт мир 16:11 24 июл 2022
Страшное признание, после которого остынет любой мужчина.
Страшное признание, после которого остынет любой мужчина.
49
Женский развлекательный и поучительный сайт. 22:00 06 сен 2020
Секреты, о которых молчат представители торговли и сферы услуг
Секреты, о которых молчат представители торговли и сферы услуг
8
Человек познаёт мир 09:30 04 май 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства