Исторические персонажи в кино и реальности
Константин Хабенский, Брэд Питт, Колин Фаррелл и Милла Йовович — похожи ли актеры на исторических личностей, которых играют?
Экранизация событий прошлого, легенд и мифов — дело неблагодарное. Всегда будут недовольные: один попрекнет неточностями, другой — неверной трактовкой, третий — несоответствием актеров прототипам. История, вымышленная или реальная, похожа на облака в небе — каждый видит свое. Отдадим должное смелости создателей таких фильмов, как «Адмиралъ», «Троя», «Александр», и посмотрим, как им удалось решить такую сложную задачу, как создание образов исторических персонажей.
Александр Колчак & Константин Хабенский («Адмиралъ»)
В советское время фигуру Колчака едва ли не демонизировали: еще бы, один из предводителей белого движения, Верховный правитель России и Верховный главнокомандующий Русской армией, который пытался «отнять завоевания революции». В наше время в Колчаке увидели героя русско-японской и Первой мировой войн, талантливого ученого-океанографа, полярного исследователя и мужчину, способного любить. «Небольшого роста, худощавый, стройный, с движениями гибкими и точными. Лицо с острым, четким, тонко вырезанным профилем; гордый, с горбинкой, нос; твердый овал бритого подбородка; тонкие губы; глаза то вспыхивающие, то потухающие под тяжелыми веками. Весь его облик — олицетворение силы, ума, благородства и решимости» — так описал свои впечатления о Колчаке один из его подчиненных. Неудивительно, что создатели фильма «Адмиралъ» выбрали Колчака для того, чтобы рассказать о таких почти утраченных в наше время понятиях, как честь, долг, достоинство, нравственность. Правда, для этого им пришлось пожертвовать исторической и биографической точностью: лента полна ляпов, а выбранный на роль Колчака Константин Хабенский внешне совсем не похож на своего героя. Сам актер говорил в интервью о том, что не пытался сыграть историческую личность, а только хотел найти адекватный художественный образ. И, кажется, ему удалось.
Жанна д’Арк & Милла Йовович («Жанна д’Арк»)
Для французов Жанна д’Арк — национальная героиня, ведь именно она изменила ход Столетней войны и помогла Франции сохранить независимость. И неважно, что сами французы (ну хорошо, если быть точной, то бургундцы) передали Орлеанскую деву англичанам, а те обвинили ее в ереси и сожгли на костре. В общем-то, их можно понять: Жанна со своими воинскими успехами была им как кость в горле. В начале XV века женщина была одновременно и Прекрасной дамой, и «сосудом греха», а в реальной жизни уделом дочерей Евы были дети, кухня и церковь. Конечно, Жанна вызывала подозрения: коротко остриженные волосы, мужское платье, да еще паранормальные способности и вовсе не женский воинский талант. Интересно, что реальная внешность Орлеанской девы, невысокой миловидной кареглазой брюнетки, быстро стерлась из памяти современников — возможно, потому, что не слишком вязалась с бытовавшими тогда представлениями о прекрасном и героическом. Сохранилось два изображения Жанны д’Арк, сделанные почти сразу после ее смерти. На обоих она с длинными волосами, а на франко-фламандской миниатюре еще и темно-рыжими, что считалось особенно привлекательным в ту эпоху. В такой ситуации можно ли упрекать в неточности Люка Бессона, который взял на роль легендарной француженки высокую голубоглазую Миллу Йовович и выкрасил ее в блондинку? Обо всех этих нюансах не вспоминаешь, когда видишь, как стриженая под мальчика Милла в образе Жанны д’Арк, облаченная в доспехи и с мечом наперевес, яростно бросается в бой, и веришь в этот момент, что Франция будет спасена.
Ахилл & Брэд Питт («Троя»)
Гомер описывает величайшего воина и первого среди ахейцев как юного высокого мускулистого блондина с грозным взглядом. По преданию, богиня Фетида — мать Ахилла, не желая, чтобы сын отправился в Троянский поход, переодела его в женское платье. Ахилл вполне успешно выдавал себя за девушку, и уловка бы удалась, если бы не хитроумный Одиссей, который вывел мнимую девицу на чистую воду.
Фетида многое предприняла для того, чтобы обмануть судьбу: ее сыну была напророчена гибель под Троей. Она пыталась сделать его бессмертным, натирая амброзией — пищей богов и держа в горне бога-кузнеца Гефеста. К сожалению, богине не удалось обмануть злой рок — Ахилл не стал бессмертным, хотя его тело и приобрело неуязвимость, за исключением знаменитой пятки, за которую Фетида держала сына, погружая его в божественный огонь.
В начале 2000-х, когда был снят фильм «Троя», у создателей, пожалуй, не было другого выбора, как пригласить на роль древнегреческого героя Брэда Питта — признанного секс-символа. Однако этот выбор заставил всех попотеть. Питт потратил полгода на то, чтобы привести свое тело в божественное состояние и, не стыдясь, ходить нагишом, прикрывшись только микроскопической набедренной повязкой. Ну а создатели, заполучив звезду, перекроили историю так, чтобы зрители (точнее, зрительницы) почти до самого финала могли любоваться своим кумиром. Ведь в «Илиаде» Ахилл умирает задолго до падения Трои.
Мария-Антуанетта & Кирстен Данст («Мария-Антуанетта»)
Мария-Антуанетта была символом королевской Франции, олицетворением всего того, что потом безжалостно смел ураган революции. В Версаль юная австрийская принцесса приехала девочкой «с обворожительно стройной, словно из севрского фарфора, фигуркой, с чудесным цветом лица, с живыми голубыми глазами, задорными губками, умеющими и по-детски смеяться, и прелестно дуться» (С. Цвейг). Четыре беременности превратили ее в пышную томную красавицу, а жизнь в Версале развила донельзя природную склонность к развлечениям и удовольствиям, за которые она заплатила страшную цену. Современники отмечали, что Мария-Антуанетта была непосредственной, имела живой ум, но избегала серьезных разговоров. Кстати, именно по характеру, а не по внешнему сходству София Коппола выбирала актрису на роль французской королевы. В одном из интервью она сказала, что остановила свой выбор на Кирстен Данст потому, что та сочетает в себе глубокий характер и умение быть несерьезной.
Александр Македонский & Колин Фаррелл («Александр»)
Великий полководец лично позаботился о том, чтобы его внешность стала известна потомкам. Точнее, внешность, которую сам Александр считал «правильной». Его придворным портретистом был один из величайших древнегреческих скульпторов Лисипп. Именно по его работам, хотя их сохранилось ничтожное число и все в копиях, мы судим сейчас об облике великого полководца.
Однако официальная скульптура отражает реальную внешность примерно с такой же точностью, как отретушированная фотография. Из исторических источников следует, что Александр был невелик ростом, не слишком атлетичного сложения, с очень белой кожей и вьющимися волосами рыжеватого или соломенного цвета. Такая «расцветка» была столь необычна для обитателей Средиземноморья и Ближнего Востока, что они предпочитали изображать Александра в более привычном для себя виде — смуглым брюнетом, как, например, на знаменитой мозаике «Битва при Иссе». Создатели фильма «Александр» явно читали исторические источники, хотя и не стали полностью ломать сложившиеся стереотипы. Так, на роль Александра был выбран мужественный Колин Фаррелл. Но брюнетистому ирландцу все-таки пришлось перекраситься в блондина.
Уильям Уоллес & Мэл Гибсон («Храброе сердце»)
Хотя фильм «Храброе сердце» получил признание кинематографического сообщества, историческая точность не входит в число его достоинств. Все было не совсем так, и это касается не только сюжета, но и личности главного героя — Уильяма Уоллеса. Сыгравший его Мэл Гибсон предстает перед нами этаким воином от сохи: килт, боевой раскрас, длинные волосы с косичками. Такими мы привыкли представлять себе воинственных и немного диковатых обитателей Хайленда еще со времен фильмов о Горце. На самом деле Уоллес происходил из рыцарской семьи, а не совсем шотландская фамилия объясняется тем, что его предки были выходцами из Уэльса. Вот как описывает внешность Уоллеса хроникер: «Он был высоким человеком с телом гиганта, с широкими плечами, ширококостный, с соразмерным животом, приятный на вид, но с диким взглядом». Кроме того, Уильям Уоллес был бородат, как и все мужчины той эпохи. Килт он не носил, так как в конце XIII века эта выдающаяся деталь шотландского мужского костюма еще не была изобретена (первое упоминание килта датируется 1594 годом). Анахронизмом является и обычай раскрашивать лица перед боем: так делали древние обитатели Шотландии — скотты и пикты.
Елена Прекрасная & Диана Крюгер («Троя»)
Елена Троянская — прекраснейшая из женщин — внешностью походила на богинь, что неудивительно, ведь она была дочерью самого Зевса. У древних греков было много критериев для определения совершенства, главным из которых стала пропорциональность. Красота была тождественна гармонии. Античные авторы описывали Елену как светлокожую и светловолосую женщину. (Интересно, что почти все древнегреческие боги и богини, а также большинство героев имели «арийскую» внешность.) Идеальная красота, которая не принесла счастья Елене, могла погубить и фильм, ведь кто в наше время способен удовлетворить представления о прекрасном целой планеты? Примерно так рассуждал режиссер фильма «Троя» Вольфганг Петерсен и первоначально вообще хотел оставить Елену Прекрасную за кадром. Продюсеры настояли на обратном, и выбор пал на малоизвестную тогда Диану Крюгер. Немецкая фотомодель и актриса всем была хороша, кроме веса: чтобы стать похожей на античные статуи с мягкими округлыми линиями, Диане пришлось поправиться.
- история
- кино
- мифы
published on
Запись
Комментарии (0)