Первые сведения о Костомаровском Спасском монастыре относятся еще к VIII веку нашей эры. По одной из наиболее достоверных гипотез, основали его византийские христиане, бежавшие из родной страны во времена иконоборчества. Историки и археологи Исторического общества России полагают, что именно этот монастырь можно считать той точкой, из которой началось распространение христианства по всей территории нашей страны.
-
Костомаровские пещеры
Уже значительно позже в середине XVII века появляются письменные свидетельства о ближайшем соседе — Дивногорском мужском монастыре. В это время Костомаровские пещеры были скитом для этого и Белогорского мужского монастыря: старцы пещер почитались местными жителями святыми угодниками.
-
Революция
После революции 1917 года новая советская власть распорядилась закрыть все монастыри в этой области. Однако Костомаровские пещеры по-прежнему оставались тайным скитом для упорствующих в истинной вере старцев. В этом их поддерживали бывшие прихожане, из которых от христианства отреклись считанные единицы. Единственной жертвой советских антирелигиозных репрессий этого района стал блаженный старец Петр, отправленный в Острогожскую тюрьму и окончивший там свои дни.
-
Реабилитация
Только в 1997 году монастырь вновь вернулся Церкви. Сейчас здесь ведется активное восстановление разрушенных построек. Летом службы проводятся в пещерном Спасском храме, зимой прихожане собираются в наземном храме Пресвятой Богородицы.
-
Библейские пейзажи
Можно сказать, что территория у монастыря весьма схожа с пейзажами, которые увидит паломник в Синайской пустыне. Меловые холмы украшает скудная растительность, немногочисленная фауна и типично российская флора навевают несколько меланхоличное, спокойное настроение, которое так ценят и местные жители и верующие паломники. Окружающие достопримечательности именованы в соответствии с топонимикой Святой земли: тут есть своя Голгофа, свой Фавор и свой Кедрон.
-
Спасский храм
У основания двух меловых скал расположен вход в самое древнее святилище монастыря, Спасский храм. Своды его поддерживают древние четырехугольные колонны, разделяющие небольшое внутреннее пространство на три части. В придел мучениц Веры, Надежды, Любви и Софии можно попасть по небольшим боковым переходам, центральный же проход приводит к затворнической келье, рядом с которой есть своя усыпальница и крохотная часовенка.
published on
Запись
Комментарии (0)