«Если путешествовать, то делать это на всю катушку! Если фотографировать, то останавливаться и фотографировать!» — это были основные девизы нашего путешествия на озеро Иссык-Куль в 2014 году.
Путешествие длилось 5 дней, с 7 по 12 сентября 2014 года. Маршрут: Алматы — Бишкек — Ортотокойское водохранилище — озеро Иссык-Куль — Алматы, расстояние: около 1000 км.
Просидев без отпуска все выходные дома мы таки решили под последними лучами сентябрьского солнца поехать отдохнуть на голубой Иссык-Куль в Кыргызстан. Изголодавшийся по пейзажным фотографиям я приготовил фотоаппарат и видео камеру.
7 сентября в пять утра выезжаем всем семейством из Алматы в сторону Кыргызской границы у Бишкека. Наш круизный лайнер Тойота Матрикс с грузовым боксом на крыше и как всегда не без авто навигации СитиГИД. Видео регистратор выполнял роль для захвата интересных видов дороги. Наш план: заехать в Бишкек, в гости к тёте, потом на Иссык-Куль в центр отдыха «Радуга» у села Сары-Ой. Расчётное расстояние с учётом заезда в Бишкек около 500 км.
До рассвета выехали на дорогу A-2 «Алматы — Бишкек», выехав из города, заехали на АЗС Газпром, там заправили полный бак и попили чай. Мне так не хотелось платить штрафы за превышение скорости и я ехал строго по правилам, средняя скорость была не более 90 км/ч. И я не ошибся! Моя жадность дала результат, через 230 км к Кыргызской границе мы все, кто ехал по правилам и кто обгонял приехали одновременно! Одни гнали и платили штрафы как минимум по 2000 тенге два, а то и три раза, другие ехали спокойно и без риска. Для сведения по территории Казахстана минимальный штраф за превышение скорости на 10 км/ч чуть больше 18000 тенге официально, это составляет практически $100 США. Дать взятку намного дешевле, порядка 2000 тенге, это $10, но как повезёт, а вдруг не возьмут взятку и выпишут штраф? Основной инструмент ГАИшника для фиксации скорости замаскированная, дистанционная камера на штативе за километр до засады.
Автодорога A-2 «Алматы — Бишкек» соединяет Алмату с Бишкеком и Алмату с Шымкентом через Тараз. Дорога не плохая по дорожному покрытию, в 2000-ых года была капитально реконструирована совместными усилиями казахстанских и турецких компаний, был в прямом смысле слова спрямлён Кордайский перевал, но есть один весьма большой недостаток, эта дорога двух полосная! Что совершенно не совместимо с присутствующей манерой езды местного населения, знаками «90» официально гасят скорость вместо допустимых 110 км/ч по всем казахстанским автодорогам. Проехав от Алматы до Курдая почти 200 км, я понял что еду как черепаха, т.е. 90 км/ч. Все же не ограничиваются скоростью 120-140 км/ч включая автобусы, вот только фуры едут едва 70-80 км/ч. Транспортные средства весьма далеки от должного технического состояния, возраст машин превышает 10-15, а то и 20 лет, техосмотр в РК никто не проходит, кинул один раз в год 4000-5000 тенге ($20-30) и вперёд. В ночное время ездить как минимум опасно, у половины машин горят не все габаритные огни сзади и фары спереди, у особых лихачей передние фары и вовсе затонированы. Обгоны делаются легко и незамедлительно, вклиниться в ряд перед встречной и едва не чиркнув автомашину своим бампером на расстоянии в пол метра не проблема! И вы думаете не бьются? Ещё как бьются, убивая себя и невинных людей, что не служит никому уроком из поколения в поколение.
Поля у Заилийского Алатау. Казахстан, Алматинская область.
Овцы у подножья Заилийского Алатау. Казахстан, Алматинская область.
Ветряная электростанция на Кордайском перевале у автодороги A-2. Казахстан, Жамбыльская область.
В восходом солнца свежескошенные поля от пшеницы засияли золотом, остановился, сфотографировал поле на фоне Заилийского Алатау. Далее началась прямая как струна дорога на протяжении 40 км. Перед въездом на перевал Кордай ведётся строительство транспортной развязки от автодороги A-2 на новую бетонную дорогу «Западный Китай — Западная Европа» и в село Отар. Поднявшись на перевал Кордай мы увидели построенные ветряные электростанции внушающего размера, высотой около 20 метров Далее спуск с перевала и последнее перед границей с Кыргызстаном село Кордай. Остановились у пункта обмена валют и поменяли деньги, казахстанские тенге на Кыргызские сомы. Тут же у входа продавалась раритетная «Чайка» ГАЗ-13 за сумму превышавшую чуть больше сорока тысяч долларов США.
ГАЗ-13 «Чайка» на продаже в селе Кордай. Казахстан, Жамбыльская область.
На таможню было относительно мало машин, около пяти стоявших впереди меня в очереди. Основная масса людей пересекающих эту таможню стремится на Кыргызский рынок «Дордой», в основном частные предприниматели с целю перепродажи в Казахстане на барахолках. Большинство оставляет свои автомашины на стихийной платной парковке у границы, переходят пешком и на такси в «Дордой», который от границы не далеко. После того как до меня дошла очередь на таможне я высадил своих пассажиров, прошёл таможню Казахстана, переехал по мосту реку Чу и заехал на Таможню Кыргызстана. Удивила одна процедура заполнения декларации на автомобиль, в отдельном помещении мне выдали бланк декларации на Кыргызском языке, по логике в таможенном документе должен был дублироваться текст Кыргызского языка как минимум международных английским языком! Так нет же, всё в лучших традициях коррупции, мне предложили сотрудники таможни за отдельную плату заполнить этот документ. Я попросил образец и справился с Кыргызским текстом самостоятельно. Граница пройдена, мы в Кыргызстане!
От границы до столицы Кыргызстана около 20 км, более менее не плохой асфальт кончается при въезде в город Бишкек. В Бишкеке хорошие дороги только центральные улицы, остальные как после Сталинградской битвы. Бишкек типичный советский город, как и все остальные в Советском Союзе, иногда проглядываются современные здания, но не в преобладающем количестве. На улицах, как и в стране преобладает количество автомашин японского производства с правы рулём, распространённая марка в Кыргызстане Хонда. Купить в городе местную GSM связь в виде сим карты не легко, проехали через центр города, бегло прошли по магазинам и не нашли.Часа два мы провели в гостях у тёти и поехали со своим двоюродным братом на двух машинах в сторону Иссык-Куля. Из Бишкека выехали на объездную дорогу A-365 Бишкек — Нарын, Бишкек — Балыкчы. Автодорога идёт с Луговой через Бишкек, далее на Боомский перевал и в крайний город Балыкчы озера Иссык-Куль, перед Балыкчами есть ответвление на границу с Китаем в Нарын. Автодорога в отличии от Казахстанской A-2 четырёх полосная и отличным асфальтовым покрытием. Это направление было реконструировано строителями из КНР, огромная работа была проделана на перевале, где из двух полосной дороги делали четырёх полосную. Практически вся дистанция пути до Иссык-Куля ограничивается допустимой скоростью 90 км/ч. Но не без лихачей, тут всё так же как и на A-2 и ГАИшники с замаскированными видео фиксаторами на треногах.По пути остановились на местном базарчике у дороги, цены меня удивили тем, что они практически как и в Казахстане. Дело в том, что средне казахстанские зарплаты 500-800 долларов США, в Кыргызстане всего 200-300. Отличилась цена на бензин, в Кыргызстане дороже, по 44.80 сом за литр АИ-92! В Казахстане после поднятия цен, 128 тенге за литр того же бензина, что в общем дешевле на 22%. Но в Кыргызстане бензин АИ-92 на АЗС Газпром лучшего качества от Российских производителей, в Казахстане на тех же АЗС Газпром АИ-92 местного Шымкентского производства.
Река Чу. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.Не заметно и не сбавляя скорости заезжаем на перевал Боом, немаленькая работа строителей из Китая заметно бросается в глаза, практически по обрыву пролегла четырёх полосная дорога постоянно извиваясь и огибая крутые склоны. В обрыве на дне ущелья река Чу и мы едем по Чуйской области. Мне мой брат предложил немного изменить маршрут и проехать несколько лишних десятков километров в сторону Нарына с целью красивых фотографий, я безусловно согласился. В сторону Нарына уходит реконструированная двух полосная дорога, уходя на приличный перевал. Я ехал щадя машину 60 км/ч при 3000-3200 оборотов в минуту на тахометре. Далее пошёл красивый и извилистый спуск к Орто-Токойскому водохранилищу. Мы остановились на интересном живописной месте у дороги от куда открывается шикарная панорама на водохранилище. В водохранилище впадает и вытекает река Чу. К сожалению воды было мало, причиной могло быть засушливое лето. Далее мы переместились ещё на одну точку для фотографирования, немного проехали и решили на машинах спуститься к воде на бывшее дно. Порадовала чистота туристских мест местных отдыхающих, при наличии хорошо прокатанных грунтовых дорог выброшенного мусора после пикника практически нет. Горы, реки и озёра в Кыргызстане очень фотогеничны, дело в том что тут природа очень разнообразна своими красками, красная скала, зелёный оазис на речке и ярко голубые озёра. Орто-Токойское водохранилище было построено в 1960 году для нужд мелиорации.
Река Чу и Орто-Токойское водохранилище. Кыргызстан, Нарынская область.
Орто-Токойское водохранилище. Кыргызстан, Нарынская область.
Далее поехали по дороге с не очень хорошим асфальтным покрытием, порой скорость снижали до 60 км/ч. Перед спуском к городу Балыкчы со стороны Орто-Токоя, вдали открылась нам ярко голубая полоса Иссык-Куля, в мыслях уже все себе представляли пляж, шезлонг и Кыргызское море с чебачками, но впереди как минимум 100 км! В пути мы уже 10-11 часов, пройдено около 400-450 км. Пассажиры у нас не простые, с нами двое детей 3.5 и 5 лет, едем нормально, значит у всех путешествия в крови, которые передаются из поколения в поколение.
Автодорога Бишкек — Торугат — Балыкчы «A-365». Кыргызстан, Иссык-Кульская область.
Сезонная торговля рыбы и мёда на побережье озера Иссык-Куль. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.
Рыба искусственно выращенная форель, дикая форель и пелядь. Мёд Чонкиминский (горный).Перед городом Балыкчы, который раньше назывался Рыбачье, убрали экологический пост, на котором взимали плату на проезд к Иссык-Кулю. Самая плохая и разбитая дорога которую я встретил за всё время путешествия была именно в этом городе, порой ехать свыше 30 км/ч было невозможно. Далее автодорога A-363 от Балыкчы и вокруг Иссык-Куля, по пути сёла, справа Иссык-Куль, слева горы хребта Кунгей Алатау, а по ту сторону озера, точнее на Юге хребет Терскей Алатау, одним словом красота, мы путешествуем!Прошёл световой день в пути и мы на месте, пройдено около 550 км. Традиционно остановились в центре отдыха «Радуга» у села Сары-Ой на северном берегу Иссык-Куля. Один из лучших коттеджных городков для отдыха на Иссык-Куле, ухоженный пляж, зелёная территория, Иссык-Кульский климат дополняю высаженные сосны и миллионное количество шикарных роз. Коттеджи в городке поделены примерно на половину, одни в частных владениях, другие сдаются в аренду отдыхающим, так же есть корпуса с бюджетными вариантами.
Центр отдыха «Радуга». Кыргызстан, Иссык-Кульская область.
Но в «Радуге» нет ничего для активного отдыха и мы на машине отправляемся в город Чолпон-Ата чтобы покататься на катере по Иссык-Кулю. Проехали от села Сары-Ой 10 км и вот он тот самый курортный город Чолпон-Ата с десяти тысячным населением. Если вы на автомобиле за рулём, то первое впечатление это опять же разбиты дороги. Наш авто навигатор без ошибки показал поворот к яхт-клубу и вот мы на месте. Доставшиеся по наследству от советского союза катера и теплоходы ныне катают туристов по озеру за недорогую плату, к примеру часовая прогулка по Иссык-Кулю с купанием обходится туристу в 300 сом, $6, но это того стоит! Туристские прогулки по озеру тут проходят с интервалом примерно час.
Пока мы ждали своего часа, посетили тут же в яхт-клубе музей с бесплатным входом для всех посетителей. Музей представляющий из себя одну небольшую комнату поведал нам о найденных на дне Иссык-Куля фрагментов старинных глиняных кувшинов, о непонятных нам корабельных приборов и о гигантской Иссык-Кульской форели. Как нам рассказали, форель обычного размера искусственно выращивалась рыбаками в специальных сетках, погруженных в озеро, но какой то «добрый» человек решил им подарить жизнь и выпустил разрезав сетку. Форель уничтожила знаменитого Иссык-Кульского чебачка, который представлял из себя не большую рыбку, очень хорошо запомнившуюся всем туристам своим неповторимым вкусом особенно к пиву.
Форель в музее у яхт-клуба в Чолпон-Ате. Кыргызстан, Иссык-Кульская область, город Чолпон-Ата.По одной из версий выпущенная в озеро Иссык-Куль форель уничтожила знаменитого Иссык-Кульского чебачка.
В музее у яхт-клуба в Чолпон-Ате. Кыргызстан, Иссык-Кульская область, город Чолпон-Ата.Мы сели в катер «Каракол» и отправились в открытое море. У детей было столько эмоций что не описать, ведь эта прогулка на корабле была для них впервые. Визитная карточка Иссык-Куля это прозрачная вода, дно видно на метров 5-7, где поглубже, там голубая бездна. Озеро входит в список самых глубоких озёр Мира, наибольшая глубина Иссык-Куля 700 метров! Высота над уровнем моря 1609 метров, размеры озера 180 х 60 км. Вода солоноватая и холодная, но купаться можно. Для любителей острых ощущений, которые хотят искупаться в голубой бездне Иссык-Куля, катер останавливается далеко от берега на глубине примерно около ста метров. Желающим искупаться одевают спасательные жилеты, а не желающие искупаться в это время могут насладиться чистейшим воздухом Иссык-Куля и полюбоваться красивейшим видом на озеро. За ваши деньги можно устроить катание по озеру любого масштаба, к вашим услугам и катера, и пароход, и роскошные яхты.
Катер ИК-89 «Адмирал», проект 1427, тип Полярник.
Теплоход «Чингиз», проект 1430, тип Александр Грин.
Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан, Иссык-Кульская область, город Чолпон-Ата.
Катание на катере по озеру Иссык-Куль.
Озеро Иссык-Куль и горный хребет Кунгей Алатау.
Катер ИК-56 «Круиз», проект 376, тип Ярославец.
Далее мы отправляемся к бывшему аэропорту Чолпон-Аты. Здание терминала и постройки аэропорта давно уже заброшены, а взлётную полосу люди эксплуатируют как дорогу. Мы тоже не упустили такой возможности прокатиться на автомобиле по взлётке. Сама по себе ВПП интересна тем, что он имеет приличный уклон в сторону озера, видимо для укороченного разбега воздушных судов и при посадке для укороченного торможения. В своё время аэропорт принимал воздушные суда типа ЯК-40 из Бишкека и Алматы. В летний сезон из Алматы есть рейсы на самолетах ЯК-40, ЯК-42 в новый аэропорт Тамчы у Иссык-Куля, который в 20 км от Чолпон-Аты. Так же есть ещё один действующий аэродром полувоенного типа в городе Каракол, бывший город Пржевальск.
Озеро Иссык-Куль и Чолпон-Атинский аэропорт.
Здание терминала аэропорта города Чолпон-Ата.
Взлетно посадочная полоса ВПП по курсу «16» аэропорта Чолпон-Ата (UAFG).
Длинна взлётной полосы 1740 м и имеет значительный уклон. Высота аэропорта 1652 м на уровнем моря.
Теперь о том, что можно посмотреть на Иссык-Куле для активных туристов. По мне так лежать на пляже отеля просто так загорать, означает пустую трату времени. Если есть возможность, свой транспорт или экскурсии лучше ими воспользоваться и вперед осматривать окрестности. В 2008 году я совершил путешествие вокруг Иссык-Куля с бумажной картой в руках на своём автомобиле и вот что увидел: Григорьевское ущелье на северном берегу, музей Рух-Ордо в Чолпон-Ате, музей Пржевальского, ущелье Жеты-Огуз, мёртвое озеро, живописная автодорога вокруг всего озеро и уверен, что ещё чего то много пропустил по пути.
В центре отдыха «Радуга» мы немного обленились по отношению к активному туризму, наверное потому что уже объехали тут всё вокруг. Временами портилась погода, вечерами проглядывались лучи закатного солнца, откидывая свой свет на вершины снежных гор, а почему бы и это не поснимать на камеру?
Вечер в центре отдыха «Радуга». Кыргызстан, Иссык-Кульская область.
Белка
Иссык-Кульские розы
Закат над хребтом Кунгей Алатау.
Облака над хребтом Кунгей Алатау. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.Ну вот и дорога домой, заправился на АЗС бензином под завязку и не спеша через Балыкчы покидаем Иссык-Куль. Ну как же без моих любимых фотографий железной дороги? Тут железная дорога особа красива! Линия берёт своё начало от приграничной станции с Казахстаном под названием Луговая, проходит через город Бишкек, далее по Чуйской долине и на перевал в Боомское ущелье, тут и подъёмы, и камне защиты, и мосты, конечная на станции Рыбачье в городе Балыкчы. Старые советские тепловозы поднимают к Иссык-Кулю не большие поезда, из за не востребованного пассажиропотока, пассажирских поездов мало. Увидеть тут поезд редкость, а мне повезло! Сначала удалось сфотографировать поезд у станции Каямат-Куркол, а потом и одиноко идущий на спуск тепловоз на перегоне. Машинист мне дружелюбно помахал рукой. Эта железнодорожная линия была построена очень давно, была нанесена на картах знаменитого Турксиба, а тот самый Турксиб из Сибири через Алмату к Луговой был построен позже. Именно на этом участке по Кыргызстану от Луговой до Иссык-Куля работал мой дед занимая руководящие должности в области путевого хозяйства. Снимки сделаны, едем дальше.
Автодорога Балыкчы — Каракол «A-363». Кыргызстан, Иссык-Кульская область.
На прилавке у дороги традиционная торговля фруктов и ягод, слива, облепиха, абрикосы. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.
Тепловоз 2ТЭ10В-3522 на перегоне Каямат-Куркол — Кок-Майнак. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.
Машинист тепловоза 2ТЭ10В-3522.
Река Чу. Кыргызстан, Чуйская область.При выезде из ущелья Боом сделал ещё снимок реки Чу с высокой возвышенности на скале, далее путь по Чуйской долине вдоль речки Чу к границе с Казахстаном. Таможня пройдена в штатном режиме, вечерняя дорога до Алматы, полуторачасовая пробка при въезде в город и мы дома. Усталость приятная, много не обработанного материала в фото и видео камерах, привезённая вяленая рыба с Иссык-Куля, абрикосы, лёгкий загар и самое главное — удовлетворение от путешествия.
published on
Запись
Комментарии (0)