Храмовая гора - это не просто туристический объект. Это то место на нашей планете, где наша цивилизация навсегда связала между собой три мировых религии (иудаизм, христианство и ислам). Как и почему это произошло - на этот вопрос вам могут ответить историки и религиоведы. Я попытаюсь объяснить себе и вам как этот факт повлиял и еще влияет на нашу жизнь....
Конечно же история этой горы во многом связана с историей еврейского народа. Пророк Моисей, являвшийся жрецом языческого храма в Египте осознает грешность своего духовного пути. Бог направляет его действия и открывает путь ему и все народу евреев. Происходит то, что мы знаем как Исход евреев из Египта, которым предшествуют смертоносные казни египетские. Их направление - Палестина, земля обетованная, где многие годы до этого проживал пророк Авраам и проповедывал Единобожие. Именно он считается родоначальником религии Единобожия и соответственно иудейская, христианская и мусульманская религии по сей день почитают пророка Авраама (Ибрахима) как человека, с которым общался Бог .
По мнению толкователей Корана, земля, о которой в аяте говорится как благословенной Аллахом, это Палестина (Кудс/Иерусалим). После своего спасения пророк (Авраам) Ибрахим переселился сюда, он проживал в местности, именуемой Сура аль-Халиль. В Мекке где он проживал с сыном он по указу Бога построил первый храм Единобожия Каабу
Только после долгих столетий после жизни пророка Авраама в десятом веке до нашей эры по указу иудейского царя Соломона сына Давида на этом холме или горе был построен храм для поклонения Единому Богу, куда был занесен легендарный Ковчег Завета пророка Моисея...
Это стало возможным после того как первый царь иудейский Талут (Саул) смог объединить еврейский народ и изгнать языческие племена с обетованных земель. Наибольшее сопротивление в этом оказали амаликитяне, возглавляемые их лидером - великаном Голиафом. Однако по божественному провидению пророк Давид, сражавшийся в армии Талута, победил языческого богатыря в честной битве.
Так первому иудейскому царю Талуту (Саулу) удалось основать Иерусалим - столицу будущего государства Израиля. В этот период времени Давид являясь священнослужителем отвечал за сохранность Ковчега Завета, в котором хранились каменные скрижали Моисея. Однако после смерти Талута обязанности царя переходят к Давиду. Еврейский народ принял его законы и покорно выполнял их. Тем более они полностью соответствовали заповедям Моисея. Государство Израиля стало расширяться новыми победами. В период правления Давида в состав государства, основанного на единобожии вошли Палестина, Сирия и часть Аравийского полуострова.
Царю Давиду удалось подготовить все наобходимые материалы для строительства великого храма в Иерусалиме. Но не было суждено увидеть этот храм воочию. Дело продолжил его сын - третий царь иудейский Соломон (Сулейман).
Правление Соломона стало по настоящему золотым временем для Израиля. Он прожил восемьдесят лет и оставил богатое наследие. Храм Соломона был построен на самой вершине Храмовой горы в 10 веке до нашей эры и простоял там более черырехсот лет. Но в 586 году до н.э. храм был разрушен персами. Однако к 516 году до н.э. храм был вновь восстановлен.
Наибольшие изменения в дальнейшем в комплекс храмовой горы внес царь Ирод. Мы знаем его правление напряму связано с рождением новой авррамической религии Христианства. Строителям царя Ирода удалось увеличить размеры Храма. Это привело к появлению стен, поддерживавших земляную насыпь на горе. Именно одна из таких и уцелела до сегодняшних дней и известна под названием "СТЕНА ПЛАЧА".
Начало новой эры и римское право ничего хорошего на храмовую гору не принесло. Более того, после подавления еврейского восстания в 135 году нашей эры римский император запретил иудеям проживать в своей столице - Иерусалиме. Разрешалось разве проводить богослужения на храмовой горе.
Новая история Храмовой горы началась с эпохи завоевания Иерусалима в седьмом веке н.э. войсками халифа Умара ибн аль-Хаттаба. В тот период к 629 году н.э. Иерусалим был важным городом Византийской провинции Палестина. После смерти пророка Мухаммеда в 632 году исламским халифом стал Абу Бакр. Он начал распространение ислама на Сирию и Ирак. Также его армия направилась в сторону Палестины. После его гибели в 634 году руководство перешло к халифу Умару. Ему удалось завершить войну в Палестине мирным договором с патриархом Софронием Первым.
Существует предание, что когда Умар получил в Медине письмо от предводителей города Иерусалима с просьбой о личном его участии, он отправился в путь настолько поспешно, что взял с собой лишь одного слугу и одного верблюда. Известный своей справедливостью Умар ехал на верблюде строго поочередно со слугой, и когда путники добрались до Иерусалима, была как раз очередь Умара идти пешком. Увидев входящего в город Умара, евреи немедленно вручили ключи от города Умару, рассказав о предании, в коем назидалось им вручить по доброй воле ключи от Иерусалима повелителю, который придет пешком со своим слугой, восседающим на верблюде.
Халиф Умар гарантировал жителям неприкосновенность «им самим, их состояниям, их церквам и их крестам, их больным и здоровым и всей их общине».
После капитуляции Умар лично посетил Иерусалим. Он встал лагерем возле города, и к нему явились с изъявлением покорности патриарх Софроний I и комендант города (битрик). На следующий день (вторник) Умар вступил в город. Патриарх показал ему главные храмы Иерусалима. Умар лично начал расчистку площадки под новую мечеть. Место для молитвы было устроено к пятнице (этой или следующей), Умар провёл богослужение и покинул город.
Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть) зачастую называют мечетью Умара. Мечеть дважды восстанавливалась после землетрясений 746 и 1035 годах. Очередное испытание на мечеть пришлось после приходы на храмовую гору войск крестоносцев. Часть мечети стала использоваться под конюшни. Но армия Саладина вернула храмовой мечети славу и статус святыни.
Кстати, ее внутреннее убранство довольно скромно и отражает прежний быт. На сегодняшний день в отреставрированной святыне много разнообразных колонн из камня и каррарского мрамора, соединенных арочными проемами. Они соединяют семь просторных галерей под одним куполом, куда можно зайти с семи разных сторон. Три галереи находятся в западном крыле, три – в восточном и одна – центральная. Изнутри 17-метровый купол и верхняя часть стен облицованы искусно выполненной мозаикой, а нижняя декорирована белым мрамором. Это придает залам величественность и необыкновенную красоту. Кроме этого, подавляющее большинство всей утвари выполнено из золота, что также выглядит весьма впечатляюще. Молитвенный зал мечети Аль-Акса богато украшен замысловатой резьбой, разноцветной плиткой и выразительной исламской каллиграфией.
Туристы часто путают мечеть Аль-Акса с другой мечетью на храмовой горе. Мечетью «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра) – восьмигранной мечетью с золотым куполом, превратившейся в символ Иерусалима. Этот храм с золотым куполом был возведен на фундаменте старого храма Соломона в 691 году халифом Умаром. Он входит в список наследия ЮНЕСКО и конечно же является главной святыней у мусульман, христиан и иудеев. Крестоносцы в 1099 году преобразовали эту мечеть в христианскую церковь. Она до сих пор остается символом тамплиеров. Но Саладин в 1187 году возвратил ей облик мечети.
Укрепление на Храмовой горе войск мусульман было не случайным ходом событий. Изначально именно Храмовая гора была направлением для молитвы мусульман. Коран - священная книга мусульман рассказывает нам о чудесном путешествии пророка Мохаммада в Иерусалим, где с храмовой горы произошло его вознесение на небеса (события Исры и Мираджа). Пророку были представлены разрушенные останки храма Сулеймана, где когда-то поклонялись единому Богу (Аллаху).
Кто же больший грешник, чем тот, кто запрещает в храмах Аллаха поминать имя Его и кто стремится разрушить эти [храмы]? Таким не следовало бы ходить туда без чувства страха. Позор им в этом мире, а в будущем мире — великие муки» (Коран. Бакара, 2/114).
Комментаторы Корана сообщают, что этот аят был ниспослан о римлянах, которые разрушили Иерусалимский храм или Байт аль-Макдис (Святая земля) и убили его прихожан (Тафсир Кади Байдави).
Направление молитвы в сторону храмовой горы было принято в исламе после переселения пророка Мохаммада и его сторонников единобожия из Мекки в Ясриб (Медину) в 622 году. Да, от этого года начинается мусульманское летоисчесление. Соответственно спустя семь лет по Хиджре произошло изменение киблы или направления молитвы на Мекку.
Однако Храмовая гора сохранила еще одну важную историческую реликвию - западную стену укрепления Храмовой горы, построенной при царе Ироде. Сюда стекаются реки паломников иудеев, чтобы поклониться единому Богу.
Любопытный факт стеной плача эту западную стену царя Ирода назвали арабы, слыша постоянные стенания и стоны еврейских паломников.
Конечно же, статус Храмовой горы - это вопрос палестино-израильских отношений и проблема Иерусалима. Во времена британского мандата на Палестину (1922-1948 гг.) контроль над исламскими святынями на Храмовой горе осуществлял специально созданный орган –Исламский религиозный комитет. После первой Арабо-израильской войны 1948-1949 годов Восточный Иерусалим и весь Старый город перешли под контроль Иордании. В 1967 году Израиль захватил эти земли, но при этом на самой Храмовой горе была восстановлена деятельность Исламского религиозного комитета под эгидой Иорданского королевства.
Происходящие трагические события в Палестине и Израиле - это кровоточащая рана всего человечества. Конечно же, решение конфликта должно перейти в правовой режим урегулирования через ООН и наказания всех провокаторов и виновников с обоих сторон. В любом другом случае человечество может получить начало бесконечных волн религиозных войн и насилия. Думаю, ведущие страны и их власти просто обязаны приложить все усилия к тому, чтобы умиротворить воюющие стороны, остановив тем самым нарастающее желание кровной мести у обеих сторон....
Комментарии (0)