В 2014 году на аукционе Кристи ее работа была продана за $7 100 000. Картины Яёи Кусамы проникают глубоко в подсознание, а инсталляции поражают воображение. Они все похожи, но ни одна не повторяется. Мне очень хотелось познакомиться с ее творчеством и побывать на выставке. В Хельсинки появилась такая возможность, я ею воспользовалась.
Гуляя по Хельсинки, я увидела рекламный плакат и узнала о выставке в музее HAM. Разумеется на следующий день я туда отправилась. Тем более, что Helsinki Card предоставляет бесплатный вход.
Эксцентричная дама родилась в Японии, и была четвертым ребенком в семье. С 10 лет Яёи рисовала на всех возможных покрытиях: пол, стены, предметы интерьера. С раннего детства Кусама имела проблемы с психикой и страдала постоянными галлюцинациями. Свою особенность она сумела использовать в правильном направлении. Узор в горошек стал ее отличительным знаком. Она называет это «сети бесконечности».
Yayoi Kusama известна как «Polka Dot Queen». Она покрывает этим узором огромные холсты и даже комнаты. Когда ты находишься в замкнутом помещении, а вокруг тебя мириады кружочков, чувствуешь себя внутри галлюцинаций художницы. Реально возникает измененное сознание.
Кусама сделала несколько проектов со звездами и известными брендами. На обложке арт-версии W Magazine появился Джордж Клуни в костюме от Кусамы. На фото инсталляция для витрины Louis Vuitton, она была представлена в музее.
Мать всячески препятствовала развитию Кусамы как художницы. Она уничтожала рисунки, выкидывала краски и жестко наказывала девочку, утверждая, что Яёи станет такой же, как все нормальные женщины, простой домохозяйкой. Однажды Кусама не выдержала и сбежала из дома, чтобы поступить в художественную школу Киото.
Проведя некоторое время в Токио и Франции, в возрасте 27 лет Кусама перебралась в США. Она обосновалась в Сиэттле, а потом переехала в Нью-Йорк. Это сказалось весьма положительно на популярности Кусамы. Однако богатой она не стала.
В начале 1960-х творчество Кусамы получило новый виток. Она стала покрывать предметы наростами фаллической формы.
Сети бесконечности, желтая (1960)
В первые годы жизни в Нью-Йорке Кусаме удавалось лишь изредка продавать свои произведения, но ее поддерживали друзья-художники, покупая живопись. Эту работу тогда приобрел Фрэнк Стелла.
Звездная пыль ста миллионов световых лет (1989)
Первая встреча Кусамы с тыквой в детстве стала значительным событием: «Тыква сразу со мной очень оживленно заговорила. Она все еще была сырая от росы, неописуемо привлекательна, и приглашала до себя дотронуться. Она заворожила меня своей очаровательной, кокетливой формой. Наибольшее впечатление на меня произвело полное отсутствие в ней претенциозности.»
Начиная с 1963-го Кусама представила серию инсталляций, с использованием зеркал и шаров. Разумеется не забывая про свой любимый горошек. Отражение создает невероятный эффект. Складывается ощущение, что ты находишься в центре бесконечного пространства.
Кусама выдает сумасшедшие рисунки и узоры. Это же просто готовые принты.
Шары, горошек, зеркала. В этом вся Кусама.
Впервые я встретила тыкву Кусамы в Фукуоке. Тогда для меня это был просто арт-объект. В прошлом году в Парке Горького видела Восхождение точек на деревья. Но на выставку в «Гараж» не пошла. Зато в Хельсинки поняла, что созрела. Это был один из главных пунктов программы.
Сейчас Яёи Кусаме 87 лет. Она продолжает работать и очень востребована.
Заодно прошлись по другим залам музея. Но впечатление от Кусамы было настолько сильным, что воспринимать что-то другое мозг категорически отказывался.
HAM — это Helsinki Art Museum, Художественный музей Хельсинки. Я очень рада, что побывала на выставке Кусамы. Мне нравится «странное искусство». Это способ получить яркие эмоции, открыть в себе что-то новое и заглянуть в голову другому человеку.
Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal / Instagram / Facebook / Youtube / Google / Одноклассники
Поделитесь постом с друзьями
Комментарии (0)