Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

F60 — самая большая самодвижущаяся машина в мире

Отвальный мост F60 — именно так официально называется этот огромный передвижной колосс, длина которого достигает полкилометра. Эта конструкция, называемая в народе также «лежащей Эйфелевой башней» является самой большой в мире машиной, способной самостоятельно передвигаться. Даже крупнейшие в мире корабли имеют меньшую длину, чем этот отвальный мост. Про этот агрегат я был наслышан давно и ждал подходящей возможности снова оказаться в Лужицком регионе, чтобы увидеть этого стального монстра вживую. Хоть до этого я уже видел подобные машины в знаменитом Феррополисе, но все они на фоне F60 выглядят малолитражками рядом с карьерным самосвалом.

Мои впечатления и подробный рассказ об этой огромной самодвижущейся конструкции читайте под катом.

Моя очередная поездка на восток Германии являлась очередным Urbex-туром, цели которого были уже привычными — заброшенные военные городки и аэродромы, индустриальные объекты и бункера. Посещение F60 я запланировал на утро второго дня, но так как программу первого дня я выполнил досрочно, у меня высвободилось время и я решил подъехать к этому стальному гиганту, силуэт которого виден на многие километры вокруг.

Оказалось, что я даже успеваю на последнюю экскурсию. Правда, она уже началась и группа в желтых шлемах уже стояла у подножия "лежащей Эйфелевой башни", слушая рассказ экскурсовода, но дежурный на кпп мне все же продал билет и по рации сообщил коллеге, что сейчас к группе присоединится еще один участник.

Легкой трусцой подбегаю к группе и наша обзорная экскурсия начинается.

Конструкция отвального моста поражает воображение. Полкилометра стальных ферм, лентовых конвейеров, кабинок, лестниц и прочей техники — и все это дело установлено на передвижные тележки, стоящие на рельсах. Я пытался захватить весь аппарат в кадр, но у меня это не получилось.

Самая высокая точка моста — та кабинка на краю, расположена на высоте 74 метра. Ее мы посетим в рамках экскурсии чуть позже.

Думаю, понятно, почему отвальный мост сравнивают с Эйфелевой башней.

Транспортно-отвальный мост F60 не единственный в своем роде — в период с 1969 по 1991 годы производственный комбинат TAKRAF построил пять одинаковых машин, получивших название F60, где цифра 60 означала толщину выемки вскрышной породы — типоразмер, определяющий мощность моста. Четыре таких машины до сих пор трудятся на угольных карьерах восточной Германии, а пятый с 2002 года стал самой популярной достопримечательностью Лужицы, превратившись в музейный объект.

Высота моста составляет 80 метров, ширина — 240 метров при длине 502 метра. Впечатляющие габариты даже для неподвижного сооружения, а когда представишь, что этот гигант мог самостоятельно передвигаться, так и вовсе захватывает дух.

Горная энциклопедия дает следующее определение транспортно-отвальному мосту: самоходный автоматизированный агрегат, обеспечивающий транспортирование вскрышных пород по кратчайшему пути от экскаваторов во внутренние отвалы карьеров. Порода передаётся от двух — трёх уступов, разрабатываемых цепными многоковшовыми или роторными экскаваторами. Транспортно-отвальный мост состоит из главного моста с отвальной консолью и одного или нескольких соединительных конвейеров, к которым порода от экскаваторов транспортируется к главному мосту.

Опоры транспортно-отвального моста оборудованы колёсно-рельсовым механизмом передвижения. Перемещение транспортно-отвального моста вдоль фронта работ в пределах карьерного поля осуществляется параллельно или веерообразно. В направлении развития горных работ транспортно-отвальный мост перемещают по мере отработки вскрышных пород, передвигая рельсо-шпальную решётку путепередвигателями непрерывного действия, которые встроены в ходовые тележки опор моста.

Если выразиться простым и доступным языком, то транспортно-отвальный мост служит для транспортировке вскрышной породы (пустая порода, покрывающая залежи полезного ископаемого) в карьерный отвал. То есть слой бесполезной породы, покрывающий залежи угля, снимается многоковшовыми экскаваторами и при помощи этого моста транспортируется подальше от фронта работ по добыче угля. Вот так примерно выглядит работа моста в карьере:

Рисунок, наглядно показывающий габариты Эйфелевой башни сравнительно с мостом F60. Вес моста в снаряженном состонии составлял 13 500 тонн, после демонтажа части оборудования с музейного объекта он похудел до 11 000 тонн, для сравнения вес Эйфелевой башни составляет 7500 тонн.

Первый транспортно-отвальный мост был построен в Германии в 1924 году в поселке Плесса и с тех пор подобные машины производились лишь в восточной Германии (по крайней мере мне не удалось найти в сети напоминания о производителях подобной техники за пределами Германии). Транспортно-отвальные мосты в ГДР производил комбинат TAKRAF. Существовало три типоразмера F60, F45 и F34, где цифра указывала на глубину выемки вскрышной породы. Было построено пять F60, два F45 и девять F34, один из которых в качестве репараций был вывезен в Украину и работал в разрезе "Морозовский" под Александрией.

F60 обладает двумя комплексами шасси (иначе эти огромные конструкции, приводящие в движение отвальный мост не назвать). Комплекс шасси с одной стороны движется по трем параллельным железнодорожным линиям стандартной колеи 1435мм (именно его вы видите на фото, в кадр попали лишь две колеи, третья находится за спиной фотографа), с противоположной стороны моста комплекс шасси опирается на две железнодорожные колеи.

Параллельно железнодорожным колеям для шасси с этой стороны проходят еще две параллельные железнодорожные линии для вагона с трансформаторами и кабельного вагона (на фото). Кабельный вагон содержит катушку, на которую наматывается силовой кабель, питающий всю эту конструкцию энергией. В ходе движения моста катушка вращается, разматывая кабель.Также по этим двум путям передвигался многоковшовый экскаватор, входящий в состав транспортно-отвального моста.

Шасси моста насчитывает в общей сумме 760 колес, из которых половина является ведущими. Колеса приводятся в движение многочисленными электродвигателями.

Максимальная скорость исполина составляет 13 метров в минуту, рабочая скорость чуть ниже — 9 метров в минуту.

Потребляемая мостом мощность составляет 27 мегаватт, на транспортировку одного кубометра вскрышной породы тратится 1,2 киловатта электроэнергии.

Из пяти построенных F60, музейный является самым молодым — он был изготовлен в 1989-1991 годах и успел проработать всего 13 месяцев. А самый старый из четырех работающих до сих пор мостов F60 строили в 1969-1972 годах. Фотографии остальных F60 в рабочем процессе можно посмотреть в википедии.

В принципе это вся информация, касательно транспортно-отвальных мостов F60, которую я хотел вам сообщить. Дальше следует обзорная экскурсия, в ходе которой мы обойдем мост по периметру, осмотрим отдельные его секции, а также полюбуемся роскошными видами, открывающимися с высоты.

Масштабы исполина отсюда выглядят гораздо внушительней, чем с земли. На фото одна из стоек шасси машины.

Почти полукилометровый мостик, идущий параллельно транспортной ленте вдоль всего объекта.

Последняя экскурсионная группа, к которой я присоединился в этот день стартовала в девять вечера и в ходе этой прогулки как раз заходило солнце, подкрашивая небо и металлоконструкции в закатные цвета.

И без того потрясающая техногенная эстетика объекта выглядела при таком свете еще более сочно.

Индустриальный туризм — не самое популярное туристическое направление. Как правило, индустриальные музейные объекты мало посещаемы туристами и существуют лишь за счет государственного финансирования. F60 является одним из редких исключений в этой сфере. Объект не только самоокупаем, но и приносит прибыль. Экскурсионные группы тут ходят одна за другой и количество желающих увидеть это техническое чудо света, наверное, лишь немногим уступает количеству посетителей Эйфелевой башни.

Если бы он еще и располагался где-то в центре Берлина, полагаю, по посещаемости он мог бы подвинуть символ Парижа.

Тем временем мы поднимаемся все выше и выше.

Изящные металлоконструкции на фоне заката.

Местность вокруг очень живописная. Помимо техногенной эстетики, эта экскурсия была также богата прекрасными видами, в чем вы сможете убедиться ниже.

Солнце тем временем клонится все ближе и ближе к линии горизонта, и его свет становится все мягче, уходя в красный диапазон.

Местами транспортно-отвальный мост напоминает сухопутный крейсер. Если бы на заднем фоне вместо леса было море, сходство с судном было бы еще более сильным.

Конвейерная лента проходит через весь мост. За час F60 мог перемещать 29 000 кубометров вскрышной породы.

published on mirputeshestvij.ru according to the materials travel.ru

Запись F60 — самая большая самодвижущаяся машина в мире взята с сайта Мир Путешествий.


Источник: F60 — самая большая самодвижущаяся машина в мире
Автор:
Теги: Мир Земля travel Время Германия Рассказы туристов вес

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как выглядит теперь самая красивая девочка в мире
Как выглядит теперь самая красивая девочка в мире
18
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:02 12 дек 2023
Самая большая крыса в мире
Самая большая крыса в мире
0
Жизнь прекрасна 13:01 23 янв 2017
Самая большая крыса в мире
Самая большая крыса в мире
0
Интересный мир 01:10 16 апр 2016
Редкая порода домашних кошек — самая дорогая и самая большая
Редкая порода домашних кошек — самая дорогая и самая большая
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:24 08 май 2023
Самая большая в мире ярмарка верблюдов
Самая большая в мире ярмарка верблюдов
0
Человек познаёт мир 23:30 25 май 2023
У какой фирмы стиральная машина лучше — выбираем качественного производителя
У какой фирмы стиральная машина лучше — выбираем качественного производителя
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 12:52 12 сен 2024
Самая большая пустыня в мире
Самая большая пустыня в мире
0
Интересный мир 23:20 08 авг 2016
Почему в автомобиле постоянно запотевают стекла и как можно решить эту проблему
Почему в автомобиле постоянно запотевают стекла и как можно решить эту проблему
0
Человек познаёт мир 23:00 10 ноя 2024
Туди — самая маленькая собака в мире?
Туди — самая маленькая собака в мире?
7
Женский развлекательный и поучительный сайт. 20:08 19 ноя 2022
Самая большая в мире скульптура из ствола дерева
Самая большая в мире скульптура из ствола дерева
0
Интересности 18:01 01 сен 2016
Чудо эволюции — Колибри-пчёлка. Самая маленькая птица в мире
Чудо эволюции — Колибри-пчёлка. Самая маленькая птица в мире
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 23:40 14 авг 2024
Обнаружена самая большая голубая дыра в мире
Обнаружена самая большая голубая дыра в мире
0
Интересности 18:17 12 авг 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства