Отвальный мост F60 — именно так официально называется этот огромный передвижной колосс, длина которого достигает полкилометра. Эта конструкция, называемая в народе также «лежащей Эйфелевой башней» является самой большой в мире машиной, способной самостоятельно передвигаться. Даже крупнейшие в мире корабли имеют меньшую длину, чем этот отвальный мост. Про этот агрегат я был наслышан давно и ждал подходящей возможности снова оказаться в Лужицком регионе, чтобы увидеть этого стального монстра вживую. Хоть до этого я уже видел подобные машины в знаменитом Феррополисе, но все они на фоне F60 выглядят малолитражками рядом с карьерным самосвалом.
Мои впечатления и подробный рассказ об этой огромной самодвижущейся конструкции читайте под катом.
Моя очередная поездка на восток Германии являлась очередным Urbex-туром, цели которого были уже привычными — заброшенные военные городки и аэродромы, индустриальные объекты и бункера. Посещение F60 я запланировал на утро второго дня, но так как программу первого дня я выполнил досрочно, у меня высвободилось время и я решил подъехать к этому стальному гиганту, силуэт которого виден на многие километры вокруг.
Оказалось, что я даже успеваю на последнюю экскурсию. Правда, она уже началась и группа в желтых шлемах уже стояла у подножия "лежащей Эйфелевой башни", слушая рассказ экскурсовода, но дежурный на кпп мне все же продал билет и по рации сообщил коллеге, что сейчас к группе присоединится еще один участник.
Легкой трусцой подбегаю к группе и наша обзорная экскурсия начинается.
Конструкция отвального моста поражает воображение. Полкилометра стальных ферм, лентовых конвейеров, кабинок, лестниц и прочей техники — и все это дело установлено на передвижные тележки, стоящие на рельсах. Я пытался захватить весь аппарат в кадр, но у меня это не получилось.
Самая высокая точка моста — та кабинка на краю, расположена на высоте 74 метра. Ее мы посетим в рамках экскурсии чуть позже.
Думаю, понятно, почему отвальный мост сравнивают с Эйфелевой башней.
Транспортно-отвальный мост F60 не единственный в своем роде — в период с 1969 по 1991 годы производственный комбинат TAKRAF построил пять одинаковых машин, получивших название F60, где цифра 60 означала толщину выемки вскрышной породы — типоразмер, определяющий мощность моста. Четыре таких машины до сих пор трудятся на угольных карьерах восточной Германии, а пятый с 2002 года стал самой популярной достопримечательностью Лужицы, превратившись в музейный объект.
Высота моста составляет 80 метров, ширина — 240 метров при длине 502 метра. Впечатляющие габариты даже для неподвижного сооружения, а когда представишь, что этот гигант мог самостоятельно передвигаться, так и вовсе захватывает дух.
Горная энциклопедия дает следующее определение транспортно-отвальному мосту: самоходный автоматизированный агрегат, обеспечивающий транспортирование вскрышных пород по кратчайшему пути от экскаваторов во внутренние отвалы карьеров. Порода передаётся от двух — трёх уступов, разрабатываемых цепными многоковшовыми или роторными экскаваторами. Транспортно-отвальный мост состоит из главного моста с отвальной консолью и одного или нескольких соединительных конвейеров, к которым порода от экскаваторов транспортируется к главному мосту.
Опоры транспортно-отвального моста оборудованы колёсно-рельсовым механизмом передвижения. Перемещение транспортно-отвального моста вдоль фронта работ в пределах карьерного поля осуществляется параллельно или веерообразно. В направлении развития горных работ транспортно-отвальный мост перемещают по мере отработки вскрышных пород, передвигая рельсо-шпальную решётку путепередвигателями непрерывного действия, которые встроены в ходовые тележки опор моста.
Если выразиться простым и доступным языком, то транспортно-отвальный мост служит для транспортировке вскрышной породы (пустая порода, покрывающая залежи полезного ископаемого) в карьерный отвал. То есть слой бесполезной породы, покрывающий залежи угля, снимается многоковшовыми экскаваторами и при помощи этого моста транспортируется подальше от фронта работ по добыче угля. Вот так примерно выглядит работа моста в карьере:
Рисунок, наглядно показывающий габариты Эйфелевой башни сравнительно с мостом F60. Вес моста в снаряженном состонии составлял 13 500 тонн, после демонтажа части оборудования с музейного объекта он похудел до 11 000 тонн, для сравнения вес Эйфелевой башни составляет 7500 тонн.
Первый транспортно-отвальный мост был построен в Германии в 1924 году в поселке Плесса и с тех пор подобные машины производились лишь в восточной Германии (по крайней мере мне не удалось найти в сети напоминания о производителях подобной техники за пределами Германии). Транспортно-отвальные мосты в ГДР производил комбинат TAKRAF. Существовало три типоразмера F60, F45 и F34, где цифра указывала на глубину выемки вскрышной породы. Было построено пять F60, два F45 и девять F34, один из которых в качестве репараций был вывезен в Украину и работал в разрезе "Морозовский" под Александрией.
F60 обладает двумя комплексами шасси (иначе эти огромные конструкции, приводящие в движение отвальный мост не назвать). Комплекс шасси с одной стороны движется по трем параллельным железнодорожным линиям стандартной колеи 1435мм (именно его вы видите на фото, в кадр попали лишь две колеи, третья находится за спиной фотографа), с противоположной стороны моста комплекс шасси опирается на две железнодорожные колеи.
Параллельно железнодорожным колеям для шасси с этой стороны проходят еще две параллельные железнодорожные линии для вагона с трансформаторами и кабельного вагона (на фото). Кабельный вагон содержит катушку, на которую наматывается силовой кабель, питающий всю эту конструкцию энергией. В ходе движения моста катушка вращается, разматывая кабель.Также по этим двум путям передвигался многоковшовый экскаватор, входящий в состав транспортно-отвального моста.
Шасси моста насчитывает в общей сумме 760 колес, из которых половина является ведущими. Колеса приводятся в движение многочисленными электродвигателями.
Максимальная скорость исполина составляет 13 метров в минуту, рабочая скорость чуть ниже — 9 метров в минуту.
Потребляемая мостом мощность составляет 27 мегаватт, на транспортировку одного кубометра вскрышной породы тратится 1,2 киловатта электроэнергии.
Из пяти построенных F60, музейный является самым молодым — он был изготовлен в 1989-1991 годах и успел проработать всего 13 месяцев. А самый старый из четырех работающих до сих пор мостов F60 строили в 1969-1972 годах. Фотографии остальных F60 в рабочем процессе можно посмотреть в википедии.
В принципе это вся информация, касательно транспортно-отвальных мостов F60, которую я хотел вам сообщить. Дальше следует обзорная экскурсия, в ходе которой мы обойдем мост по периметру, осмотрим отдельные его секции, а также полюбуемся роскошными видами, открывающимися с высоты.
Масштабы исполина отсюда выглядят гораздо внушительней, чем с земли. На фото одна из стоек шасси машины.
Почти полукилометровый мостик, идущий параллельно транспортной ленте вдоль всего объекта.
Последняя экскурсионная группа, к которой я присоединился в этот день стартовала в девять вечера и в ходе этой прогулки как раз заходило солнце, подкрашивая небо и металлоконструкции в закатные цвета.
И без того потрясающая техногенная эстетика объекта выглядела при таком свете еще более сочно.
Индустриальный туризм — не самое популярное туристическое направление. Как правило, индустриальные музейные объекты мало посещаемы туристами и существуют лишь за счет государственного финансирования. F60 является одним из редких исключений в этой сфере. Объект не только самоокупаем, но и приносит прибыль. Экскурсионные группы тут ходят одна за другой и количество желающих увидеть это техническое чудо света, наверное, лишь немногим уступает количеству посетителей Эйфелевой башни.
Если бы он еще и располагался где-то в центре Берлина, полагаю, по посещаемости он мог бы подвинуть символ Парижа.
Тем временем мы поднимаемся все выше и выше.
Изящные металлоконструкции на фоне заката.
Местность вокруг очень живописная. Помимо техногенной эстетики, эта экскурсия была также богата прекрасными видами, в чем вы сможете убедиться ниже.
Солнце тем временем клонится все ближе и ближе к линии горизонта, и его свет становится все мягче, уходя в красный диапазон.
Местами транспортно-отвальный мост напоминает сухопутный крейсер. Если бы на заднем фоне вместо леса было море, сходство с судном было бы еще более сильным.
Конвейерная лента проходит через весь мост. За час F60 мог перемещать 29 000 кубометров вскрышной породы.
published on
Запись
Комментарии (0)