Эрмитаж начинался как прихоть Екатерины II – государыня решила «утереть нос» европейским монархам, у которых уже давно в моде были «эрмитажи» – личные покои королей, где картины являлись частью обстановки. Тогда сложно было себе представить, что эта прихоть императрицы обернется появлением одного из величайших музеев в мире, собрания ценностей, которые с полным правом можно назвать сокровищем нации.
Началось все в 1764 году. Молодая императрица, только второй год занимавшая русский престол, перекупила коллекцию картин, собиравшуюся для Фридриха II. Порядка 225 полотен (по другим данным их было 315) главным образом голландских мастеров (в том числе ван Дейка, Рубенса и Рембрандта) прибыли в Петербург и разместились в уединенных покоях Екатерины в Зимнем дворце. Это приобретение дало старт настоящей «охоте за сокровищами» – поискам по всей Европе картин, скульптур и прочих произведений искусства для русской императорской коллекции. Параллельно продолжалось строительство зданий на Дворцовой набережной, ставших частью комплекса Эрмитажа – к Зимнему дворцу и Малому Эрмитажу добавились Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр, а в середине XIX века появился Новый Эрмитаж со своими знаменитыми ныне статуями атлантов – первое в России здание, специально построенное для публичного музея.
Сегодня в коллекции, начавшейся с пары сотен картин, более трех миллионов экспонатов. Говорят, что для того, чтобы осмотреть их все, потратив по минуте на каждый, уйдет 11 лет. Это самый посещаемый музей России и один из самых популярных в мире, наряду с парижским Лувром, музеями Ватикана и Метрополитен-музеем в Нью-Йорке. Его экспонаты охватывают период с каменного века до наших дней, музей гордится шедеврами Рафаэля, Тициана и Леонардо да Винчи, Эль Греко и Веласкеса, работами старонидерландских и фламандских мастеров, крупным собранием голландской живописи XII – XIII веков, коллекциями скульптуры, нумизматики, оружия, книг и множеством других поистине бесценных произведений искусства.
Запись
Комментарии (0)