Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

Еда крестьян в XIX веке

Еда крестьян в XIX веке

Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях и записки современников 1810−1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с тем, как они питались…

Те из горожан, что имели родственников в деревне, замечали, как много, и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это — не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей.

Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью. Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их. Во-вторых, главной целью хозяйки было — накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.

Что обеспечивало сытность — «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка — с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом — в день постный…

Другой главный овощ, столп крестьянской кухни — капуста. Щи из серой капусты — с такой же приправой, как и похлебка. И все это — под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.

Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще — если хозяйке было не до изысков — просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай.

Чай — как молитва, дважды в день крестьянин пил чай — «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли — варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай — «для колера».

В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» — смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.

С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты — рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» — черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».

В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.

Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты — весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» — груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились — пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой — и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.

Не столь уж древней оказывается традиция народного «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.

Мясо русские крестьяне — подневольные вегетарианцы — ели в большие праздники — на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» — пироги и ситные из белой пшеничной муки.

Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, — во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники.

Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа.

Праздники эти длились нередко от 2−3 (по весне) до 7−10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей — родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми — кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.

Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся — «что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей — да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем…».

Это были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемся в быту — с чудовищным обилием еды и спиртного, с изрядными затратами на мероприятие. Среди прочего — и это досталось нам в наследство от предков.

published on mirputeshestvij.ru according to the materials fresher.ru

Запись Еда крестьян в XIX веке взята с сайта Мир Путешествий.


Источник: Еда крестьян в XIX веке
Автор:
Теги: Красивые места

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
9 «предсказаний» Жюля Верна, которые сбылись в XX веке
9 «предсказаний» Жюля Верна, которые сбылись в XX веке
2
Человек познаёт мир 17:30 16 июл 2023
Для чего в XIX веке на пляжах ездили коляски, похожие на туалетные кабинки
Для чего в XIX веке на пляжах ездили коляски, похожие на туалетные кабинки
4
Человек познаёт мир 09:30 10 мар 2024
Какой представляли Москву в 23 веке
Какой представляли Москву в 23 веке
2
Человек познаёт мир 08:30 21 окт 2023
Про крестьян и паспорта
Про крестьян и паспорта
0
Настоящая история 15:09 02 авг 2016
Считалась бы Анжелика красавицей в 17 веке?
Считалась бы Анжелика красавицей в 17 веке?
2
Здесь только хорошие новости! 06:42 20 авг 2019
Этикет прошлого: как вели себя за столом в Средневековье
Этикет прошлого: как вели себя за столом в Средневековье
6
Человек познаёт мир 09:30 13 окт 2023
Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян
Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян
0
Жизнь прекрасна 02:30 30 дек 2016
Как мода привела к эпидемии пневмонии в XIX веке
Как мода привела к эпидемии пневмонии в XIX веке
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 23:54 19 окт 2023
ПОСЛЕ ЭТИХ 15 ФОТО ТЫ БУДЕШЬ СЧАСТЛИВ, ЧТО ЖИВЕШЬ В 21 ВЕКЕ…
ПОСЛЕ ЭТИХ 15 ФОТО ТЫ БУДЕШЬ СЧАСТЛИВ, ЧТО ЖИВЕШЬ В 21 ВЕКЕ…
17
Интересный мир 06:07 15 дек 2018
Нужно ли ухаживать за женщинами в 21 веке, или это пережиток прошлого?
Нужно ли ухаживать за женщинами в 21 веке, или это пережиток прошлого?
18
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 27 июн 2021
15 фото крестьян в 30-40 лет или как выглядели наши одногодки в начале 20 века
15 фото крестьян в 30-40 лет или как выглядели наши одногодки в начале 20 века
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 17:19 14 фев 2021
Гульфик – самая модная деталь мужского гардероба в XVI веке
Гульфик – самая модная деталь мужского гардероба в XVI веке
0
Жизнь прекрасна 07:45 01 янв 2017

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства