Профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Дэвид Филипс внимательно изучал статистику самоубийств в США на протяжении более чем 20 лет.
Он обнаружил, что в течение двух месяцев после того, как на первых полосах газет публиковалась информация о каком-нибудь самоубийстве, в среднем совершалось на 58 самоубийств больше, чем обычно. Причем увеличение происходило именно в тех штатах, где случай суицида получал широкую огласку.
Филипс объясняет это тем, что некоторые неуравновешенные люди, прочитав о самоубийстве какого-то человека, убивают себя в подражание ему. Конечно, можно предположить, что в данное время в данном месте на многих людей действуют одни и те же факторы, например, магнитные бури, толкающие их к суициду.
Но такое объяснение неприемлемо: рост самоубийств находится в прямой зависимости именно от широты освещения самоубийства в СМИ. В соседних регионах, где складываются те же условия, но газеты не публикуют сообщения о самоубийстве, резкого увеличения их числа не происходит.
У этого феномена есть свое название — феномен Вертера. В 1774 году вышел роман Гёте «Страдания юного Вертера», главный герой которого застрелился от несчастной любви. Книга не только сделала писателя знаменитым, но и вызвала волну подражательных самоубийств по всей Европе. Власти некоторых стран даже запретили роман. В России аналогичное воздействие, правда, меньшее по масштабу, произвела «Бедная Лиза», которая навела некоторых юных девушек на мысль броситься в пруд.
Еще одно возможное объяснение феномена Вертера — это гипотеза «тяжелой утраты». На первых полосах публикуются лишь сообщения о самоубийствах хорошо известных и уважаемых в обществе людей, так что, возможно, их смерть погружает читателей в шок и глубокое уныние.
Правда, самоубийство от горя по известному актеру или спортсмену предположить гораздо труднее, чем самоубийство по личным обстоятельствам. Скорее всего, сообщение о поступке известного человека — лишь невольная подсказка или санкция тем, кто и так находится в тяжелом положении и не может найти из него достойного выхода. Особенно «действенны» сообщения, в которых подробно рассказывается о причинах и способе совершения самоубийства.
В декабре 1925 года покончил с собой Сергей Есенин. Перед смертью он кровью написал стихи, которые заканчивались словами: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей». По стране прокатилась волна самоубийств. Жена поэта покончила с собой прямо на его могиле. Владимиру Маяковскому даже пришлось сочинить стихотворение «Сергею Есенину», чтобы развенчать романтический ореол вокруг его смерти. Впрочем, через пять лет застрелился и Маяковский.
В августе 1962 года умерла актриса Мэрилин Монро. Ее трагическая смерть потрясла всю Америку и стала причиной более двухсот самоубийств, совершенных в течение месяца.
В апреле 1994 года застрелился лидер рок-группы «Нирвана» Курт Кобэйн. Остаток года подростки во всем мире совершали самоубийства под его песни, оставляя предсмертные записки с его именем.
В 1999 году популярный канадский телерепортер повесился на своем ремне. Этот случай широко освещался местными СМИ, что вызвало рост самоубийств через повешение на 70%.
«Подсказкой» не обязательно служат сообщения о реальных самоубийствах. В 1981 году в Германии шел художественный телефильм, в котором были детально показаны злоключения молодого человека, толкнувшие его к самоубийству под колесами поезда.
За два месяца после демонстрации фильма число самоубийств под колесами поездов выросло почти вдвое, а среди юношей 15-19 лет — втрое. Повторный показ фильма через два года привел к росту «железнодорожных» самоубийств на 20%.
СМИ в силах вызвать эпидемию самоубийств, но они могут и остановить ее. В 1980-е годы в Вене наблюдался резкий всплеск самоубийств под колесами поездов метро. Австрийская суицидологическая ассоциация провела широкомасштабную кампанию среди журналистов и добилась изменения стиля подачи подобных новостей в СМИ. Когда сообщения перестали носить сенсационный характер и содержать красочные подробности, уровень «подземных» самоубийств сократился на 75%.
САМОУБИЙСТВА И КАТАСТРОФЫ
Изучая последствия сообщений о самоубийствах, Филипс обнаружил и другой интересный феномен.
Когда на первых полосах газет появляется рассказ о самоубийстве, возрастает число авиакатастроф и дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.
Причем зависимость здесь специфическая. Рассказы о самоубийствах отдельных людей провоцируют автокатастрофы, в которых погибает один человек, или аварии частных самолетов с одним пилотом на борту. Сообщения о самоубийстве в сочетании с убийством вызывают увеличение числа несчастных случаев с большим числом жертв.
Исследователь считает все эти катастрофы самоубийствами, замаскированными под несчастный случай. Он полагает, что они намеренно спровоцированы людьми, которые хотят убить себя, но сохранить репутацию или дать родственникам возможность получить страховку.
Такое объяснение кажется прямолинейным. Скорее всего, пилот или водитель не обдумывает и не планирует этот шаг заранее. Но, находясь под впечатлением «убийственной» информации, он может совершить нелепую и ненамеренную ошибку: в момент взлета опустить нос самолета, не заметить светофор, перепутать педаль газа с педалью тормоза.
Механизм, который при этом срабатывает, называют бессознательным подражанием, или психическим заражением. Оно происходит чаше, когда образец имеет явное сходство с имитатором. Чтобы проверить это, Филипс изучил отчеты о ДТП, где фигурировали одна машина и один водитель. Исследователь сравнивал возраст самоубийцы, о котором рассказывали СМИ, с возрастом водителей, погибших в авариях сразу после сообщения.
Если в газете описывалось самоубийство молодого человека, именно молодые водители врезались в деревья, столбы и ограждения: если в сообщении фигурировал пожилой человек, в катастрофах гибли водители того же возраста.
Другие новости по теме:
published on
Запись
Комментарии (0)