Доходный дом М. В. Сокол на Кузнецком мосту, 3 был построен в стиле венского сецессиона в начале 1904 года. Венский сецессион — стилистическое течение в искусстве Австрии периода модерна, появился всего за семь лет до строительства этого дома, в 1897 году. Его характерные черты в архитектуре — чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
По-видимому, абсолютно "венской" деталью в глазах современников выглядели золочёные завершения устоев аттика, сейчас окрашенные в серый цвет. Использование золотого цвета и кованых украшений представлялось заимствованием у австрийского архитектора Отто Вагнера — лидера австрийского сецессиона.
Московская домовладелица госпожа Сокол предполагала использовать дом под сдачу квартир внаём, начиная со второго этажа, а в первом расположить респектабельные магазины. Чтобы дом приносил доход и был интересен арендаторам, она искала архитекторов, имеющих уникальные проекты. Таким оказался Иван Павлович Машков. Его новаторский проект в плане оформления здания, к тому же прославляющий фамилию домовладелицы, сразу привлёк её внимание. Поддержал затею архитектора художник Николай Николаевич Сапунов, который выполнил эскиз панно для аттика.
Проект фасада доходного дома Сокол М.В. на Кузнецком мосту в Москве. Архитектор И.П. Машков, 1903
1. Господствующим мотивом в оформлении здания стала кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Оригинальное оформление имели также решётки самого аттика, а также балконов.
2. Панно акцентировано двумя пилястрами и напоминает по исполнению панно на расположенной неподалёку гостинице "Метрополь".
3. На майоликовой мозаике изображен парящий сокол, под крыльями которого простираются степи и горы с цветущими эдельвейсами. Майолика была выполнена в мастерских Бутырского завода по выпуску керамических изделий "Абрамцево".
4. Кривизну линий фасада подчеркивают и балконы, расположенные на верхних этажах.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Для декорирования фасада здания архитектор Машков также использовал плитки с радужным металлическим блеском и рельефные изразцы "рыбки" по рисунку Михаила Врубеля 1890-х годов.
12.
13. В начале XX века в доме располагались: итальянское издательство с читальней под вывеской "Данте Алигьери", торговый дом "Шерер, Набгольц и Ко", предоставлявший различные фотографические услуги, богато отделанный ресторан.
14. В разное время в меблированных квартирах проживали дирижер Ю.Ф. Файер, оперная дива Е.И. Збруева, актриса Е.Н. Гоголева.
15. Кратко о создателях этого уникального для Москвы дома:
Иван Павлович Машков (1867-1945) — архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией Смоленского собора Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Кремле.
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) — живописец, театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра. Член Московского товарищества художников, "Алая" и "Голубая роза", "Мир искусства"; известен также большим циклом натюрмортов. Сапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он единственный утонул, все остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном.
16. С 1960-х годов и по настоящее время в доме № 3 располагается группа компаний "Моспроект-3".
17. Во время многочисленных реконструкций здания в период с 1930 по 1970 годы были утрачены многие элементы декора внутренних помещений и фасада, но основные черты, дающие право дому оставаться объектом культурного наследия столицы, сохранены.
18. Здание располагается на подъеме улицы, и благодаря своим конструктивным особенностям — изгибающемуся аттику и высоте постройки, хорошо видно с разных точек. К сожалению, почему-то у такой богатой компании, как Моспроект-3, на нашлось средств для цивилизованного кондиционирования здания, и после очередной "реставрации" фасад дома покрылся "бородавками".
published on
Запись
Комментарии (0)