Честно говоря, реакция читателей, подавляющее большинство которых увидело в Карандышеве приличного человека, уничтоженного злыми и циничными людьми, меня озадачила (кстати, перечитайте статью, я, спасибо читателям, внес туда существенные коррективы, ибо ошибся, приняв Карандышева за разночинца, тогда как он представитель захудалого дворянства —
Армен Джигарханян в роли Карандышева
Всех, кого греет образ Карандышева, как офисного клерка, достойного взять с полки пирожок, отсылаю к телеспектаклю «Бесприданница», сделанный Константином Худяковым в 1974 году. Ларису там играет сорокалетняя тетя Татьяна Доронина, Паратов трактован как потасканный, начинающий плешиветь рамоли (Валентин Гафт), а Карандышев явлен кряжистым Арменом Джигарханяном, от которого шибает мужской силой. Понимая, кого именно он играет, Джигарханян все время в кадре как бы вминает голову в плечи, стараясь казаться ниже собственного роста, но себя не спрячешь.. Потрясающий актер показал клерка недюжинной натурой, вышло убедительно, но едва морок Джигарханяна рассеялся, Карандышев снова стал для меня Андреем Мягковым и только.
Вот об этом и поговорим.
На склоне лет Рязанов сам будет удивляться решению экранизировать «Бесприданницу», говоря: «Тут ведь и жанр, мне несвойственный, — не комедия, и не мечтал я с детства об этой работе, и старый фильм стал классикой нашего кино».
Прежде чем приступить к планомерной работе, Рязанов заручился согласием сниматься у Никиты Михалкова, которого видел Паратовым и Андрея Мягкова, которого мыслил Карандышевым. Выбор актеров оказался снайперским и определяющим, расставляя нужные акценты, делая пьесу вековой давности актуальной.
Почему актуальной?
Здесь подробнее.
При своем начале проект СССР декларировал создание человека нового, делая ставку на человека рабочего. Гегемоном объявляли стахановца, а кухарка готовилась управлять государством.
Получилась же странная вещь. СССР, действительно, сформировал нового человека, только к рабочему классу тот имел отношение по касательной, а не желал иметь вообще.
Еще Иосиф Виссарионович Сталин, отделил академиков и лауреатов премии своего имени от народа гонорарами и дачами. Но при нем на пути к высшему образованию стоял шлагбаум, пусть и невысокий. Плата взималась даже за аттестат средней школы.
В 1956 высшее сделали бесплатным, окончательно формируя тем самым класс прогрессивной интеллигенции.
Высший ее пик пришелся на период хрущевской оттепели, когда народилась культура с новыми кодами в виде песен Окуджавы, произведений Аксенова и Солженицына, фильмов Тарковского, театра Любимова.
Чем дальше, тем больше пути интеллигенции и советской власти расходились. Оттепельные ребята, взрослея, поглядывали на Запад. Заметим, - эмиграция касалась только наиболее просвещённой части общества, рабочие с кухарками оставались на местах.
Но была и еще одна проблема, более масштабная. На «вышку» шел почти каждый десятиклассник, а звание «ПТУшник» стало синонимом лоботряса, человека третьего сорта, парии. Это к вопросу о гегемоне.
Среди интеллигентов наметилось перепроизводство. В таком количестве умников страна просто не нуждалась. Большой процент университетских дипломников оседал в каморках НИИ, шел в дворники и сторожа, романтизируя не профессию, а свое положение свободного художника, который зато умеет летать.
Именно эти люди, не нашедшие себя в обществе, но придерживающие позиции «Не мы свиньи, страна грязная», способствовали распространению типа а-ля Карандышев.
Еще раз скажу, что в данном случае рассматривается среднее арифметическое, а не академик Капица али писатель Кир Булычев. Общие же черты среднего арифметического умника брежневской поры такие: презрение к простому народу; переоценка собственной значимости; неудовлетворенность зарплатой, общественным положением и погодой; ненависть к тем, кто «продался» власти и желание продаться самому, да не покупают; острое чувство «не додали» и рефлексия по данному поводу, ведущая к еще большему чванству (падению). Типичные меточки Юлия Капитоныча.
А в точке силы времен застоя очутились деловые люди. Разброс среди них был широк – это и обслуживающий персонал от ресторана до химчистки, и фарцовщики, и комсомольские вожаки. Именно в их среде возникли новые Кнуров и Вожеватов.
Но мы сейчас исключительно о Карандышеве.
Вернее о том, каким показал Карандышева Мягков с подачи Рязанова.
Приглашая его на роль Карандышева, Рязанов закрывал тему интеллигенции периода застоя, показывая, до чего деградировал добродушный клерк Новосельцев. Делал это Рязанов не с лобовыми параллелями, без жирных акцентов. В «Жестоком романсе» век девятнадцатый не так явно апеллировал к двадцатому, как в работе «О бедном гусаре замолвите слово». Потому интеллигенция не признала себя в Карандышеве, как, впрочем, не признала и в Лаевском, и в Новосельцеве. Она отождествляла себя, видите ли, с булгаковским Мастером, на худой конец с Печориным (
Новосельцев находился в благоприятной среде и рубил деревце по силам, получая в жены коллегу «Мымру». Карандышев никому не был интересен, а хотел самую лучшую девушку Ларису Дмитриевну. Уже в первых эпизодах «Жестокого романса» (1984) Лариса получала предупреждение от матери насчет Паратова: «Не про тебя жених», а Карандышев слышал насчет Ларисы: «Не про вашу честь невеста».
Тем не менее, охота пуще неволи, Карандышев нарезает круги вокруг да около.
Нвосельыцев
В «Служебном романе», как помним, Рязанов Мягкова не пощадил, нарисовав его герою затерханный видок. Получился
В первой серии «Жестокого романса» в Карандышеве еще мелькает суетливая симпатичность, лишь тревожные звоночки раздаются. Вот Карандышев, пытается застрелиться (неуклюже, как все, что он делает). Знаменательна фраза, которую бросает Юлий Капитоныч опосля неудачной попытки: «Руку больно! Будьте вы все прокляты!» В этой фразе, как в зеркале, отражается маленький человек, которого не надо жалеть, ведь и он никого не жалеет. Ему больно, так пусть и весь свет в тартарары катится, а мне чтоб чай всегда пить.
А уж эпизод торжества Карандышева, когда он закатывает обед в честь грядущей свадьбы с Огудаловой, сыгран смачнее некуда. Там явлена несостоятельность Карандышева, как существа мыслящего, с его пошловатыми воззрениями насчет красивости. Карандышев убирает каморку дешевенькими коверчиками и декоративным оружейным ломом, как интеллигент брежневского разлива украшал жилище пустыми (Карл!) бутылками заграничного пойла. Случайно ли, кстати, что главным обеденным блюдом у Карандышева становится дешевая местная бурда в бутылках с переклеенными заграничными этикетками?
Карандышев напивается в зюзю, в хлам, в ничтожество и здесь предлагаю сравнить его с другим героем Мягкова, - хирургом Лукашиным. Насколько тот в пьяном виде обаятелен, настолько отвратен Карандышев. Как результат – напившийся хирург получает девушку Надю, а ужравшийся чиновник теряет Ларису.
Лукашин
Комментаторы пишут, что Карандышева унизили. Позвольте, ведь его предупреждали, не состязайся с Паратовым, обделаешься. Вот и… Экипаж поднять не смог, хотя пыжился; выпил с Паратовым на брудершафт и окончательно раскис; потерпев поражение, расхныкался, родив типичный монолог маленького человека:
«Да, это смешно… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!»
За сим, однако, следует еще одна фраза. Вооружившись пистолетом, Карандышев четко декларирует: «Для меня нет ни страха, ни закона, ни власти».
Именно эту фразу следует считать козырной, исходя из того, что случилось (Карандышев убивает Ларису), а не жалобы справедливо посаженного в лужу существа.
Вот смотрите… Психологический момент… Карандышев, у которого увели и трахнули, является перед Ларисой победителем. Вернее, даже в таком положении пытается победителя сыграть. От большой ли любви рождены его заявления: «Ваш поступок заслуживает наказания. Но судить вас, кроме меня, никто не имеет права. Это уж я сам решу: простить вас или нет»? Вы еще этому «решале» сочувствуете? Жертву он ищет, жертву, над которой с наслаждением можно измываться всю жизнь!
Соответственно, роковая ошибка Ларисы не в побеге с Паратовым, а в том, что фраза ее, адресованная Карандышеву: «Самое тяжкое оскорбление для меня, это ваше покровительство», не была произнесена сразу, отвергая саму идею замужества за таковским.
Что же, вообще отринуть принципы гуманизма, милость к павшим? Куда деваться Карандышевым? Сидеть в луже?
Да-да, именно так. Сидеть в луже.
Гуманизмом вы его из лужи не вытянете, поскольку, Карандышев это не только про социальные условия. Это, в основном, про историю души. Души мелкой, неразвитой, до истерики самолюбивой. И если индивид над собой не работает, а предается мечтам «как всем покажет», то да будет лужа средой его обитания. Человек от представителей фауны отличается тем, что может совершенствоваться, выдавливая из себя раба; может бороться с Паратовыми не в подъеме колясок, а искренностью чувств, желанием свернуть горы не ради «всем показать», а любимой ради.
Так что пусть Карандышев в луже посидит.
Не то чтобы ему полезно.
Просто там место его.
А Мягков показал интеллигента застойного периода не только у Рязанова, и не так гротесково, и более реалистично, глубоко.
Но об этом мы еще будем говорить.
Комментарии (0)