Новость из мира искусства
Выставки в Музее русского импрессионизма продолжают радовать знакомством с малоизвестными, но замечательными Мастерами. С одной стороны, приятно открыть такую яркую художницу, как Елена Андреевна Кисилёва (1878-1974), а с другой стороны — очень жаль, что живопись такого качества в силу исторических обстоятельств была на некоторое время незаслуженно забыта.
В 1967 году искусствовед из Воронежа М.И. Лунева выяснила, что Елена Киселёва-Билимович живёт в Белграде. Она списалась с художницей и переписывалась с ней до последних дней жизни Елены Андреевны. Беспокоясь о своем наследии, Киселёва передала большую часть своих картин городу, в котором она родилась, — в Воронежский музей изобразительных искусств. Вот так в воронежском музее оказалась большая коллекция работ этой художницы.
В живописи Елены Киселёвой чувствуется дух того времени. Художница работала в разных жанрах, но её визитной карточкой заслуженно считается женский портрет. Характер её героинь передан через их позы, мимику, жесты, одежду. В картинах преобладают яркие насыщенные цвета. Портрет прекрасной Маруси стал лицом выставки "Элегантный век". Эту картину сама художница считала самой лучшей в своем творчестве. В 1929 году работу передала в дар Воронежскому музею изобразительных искусств мать Елены — Мария Эдуардовна, живущая в то время в Ленинграде.
Маруся, 1913
Елена Киселёва родилась в Воронеже, в семье педагога и математика Андрея Петровича Киселёва, который преподавал в Воронежском институте народного образования. Это его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в школе XX века, и это они определили уровень математической подготовки нескольких поколений в нашей стране. Его жена, Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась благотворительностью, совместно с мужем открыла в собственной усадьбе Отрадное школу для крестьянских детей, которая после революции была превращена в детский дом. Киселевы были одним из самых передовых семейств города, много путешествовали, интересовались новыми изобретениями.
Первые частные уроки рисования Елена Киселёва получила у Михаила Пономарёва, известного воронежского фотографа и художника. Затем обучалась в Воронежской рисовальной школе под руководством художника Льва Соловьёва, по окончанию которой поступила в Мариинскую женскую гимназию. Закончив гимназию с золотой медалью, Киселёва продолжила обучение на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге, на математическом факультете.
Но в 1898 году, после перенесённого тифа, Киселёва осознала, что её больше привлекает творчество и поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств. Двумя годами позже она уже училась в Академии, в мастерской Ильи Репина и была одной из его любимых учениц. В 1903 году Репин поручил Елене и и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорам к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
За свою дипломную картину "Невесты. Троицын день" Елена Киселёва первой из женщин-выпускниц Академии получила возможность продолжить учёбу в Париже.
Невесты. Троицын день, 1907
Первый раз Елена Андреевна вышла замуж в 1905 году ещё будучи студенткой, за красавца-мужчину Н.А. Черного-Перевертанного, сына председателя Воронежского суда. Брак оказался неудачным и продолжался всего три года.
Девушка в красном, 1907 (справа)
Портрет Александры Шварц, 1900-е. Завтрак. Портрет Павла Щеголева, 1911
Для картины "Ревность" позировали сестра художницы Мария с мужем Дмитрием Комиссаровым.
Ревность, 1907. Собрание Олега Арюхина, Санкт-Петербург
Женский портрет (Портрет Татьяны Платоновой-Поздняк), 1907-1908
Прекрасная гортензия, 1908
В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет "Дома", где Киселёва изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А.И. Куинджи. На стенах мастерской висят, возможно, её собственные работы.
Дома, 1908
Художница с зелёной вазой. Автопортрет, 1910
Санди (Портрет художника Александра Стюарта-Хилла), 1910
Следующая картина написана в родительском имении Плясово-Юрасово под Воронежем. Позировала Виктория Федяевская, близкая знакомая семьи Киселёвых.
На балконе, 1910
Портрет Лизы, 1910
В Европе Киселёва училась в знаменитой Академии Эжена Каррьера и Академии Рудольфа Жюлиана, участвовала в международных выставках в Мюнхене и Риме. Живя и работая в Европе, Елена Киселева принимала активное участие в выставках: она демонстрировала свои работы в экспозициях Нового общества и Союза русских художников.
Розовый зонтик, 1910
Киселева быстро приобрела известность в московских и петербургских художественных кругах. Она много выставлялась как в России, так и в Европе.
В ресторане. Париж, 1911
В 1911 году художница вернулась в Россию. Лучшим периодом в творчестве Елены Киселёвой стали 1910-е годы. Художнице сопутствовал неизменных успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса, она пользовалась уважением и поддержкой со стороны Ильи Репина, часто бывала в усадьбе своего учителя в финском Куоккале. Критики были благосклонны, отмечая в творчестве художницы соединение классической школы и постимпрессионизма. Картины покупали охотно. Известно, что несколько полотен приобрел для собственной коллекции Максим Горький.
Лилии, 1910-е
На дачах в Куоккале Елена Киселева встречала много интересных людей.
Дачницы, 1915
С поэтессой Любовью Бродской, женой художника Исаака Бродского, она познакомилась в Куоккале у Чуковских. Любовь Бродская рисовала, занималась росписью по ткани и была членом Союза художников.
Портрет дамы (портрет Любови Бродской), 1916
Художница Елена Киселёва не раз подчёркивала, что ей очень нравится писать портреты красивых женщин и что для неё живописные задачи важнее психологизма.
В парке, 1908 год. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского
В 1917 году Елена Киселёва переехала в Одессу. Здесь она встретила Антона Билимовича, с которым познакомилась еще в 1914 году во Франции. Профессор механики, позже ректор Новороссийского университета, Антон Билимович стал постоянным спутником жизни художницы. В мае 1917 года у них родился сын Арсений.
Портрет Антона Билимовича, 1925, ВОХМ им. И.Н. Крамского
В январе 1920 года Антон Билимович, Елена Киселёва и их маленький 2-х летний сын Арсений эмигрировали в Королевство сербов, хорватов и словенцев и поселились в Белграде, где профессор Билимович получил работу в университете. Жизнь семьи была обеспеченной, был свой дом, думать о куске хлеба Елене Андреевне не приходилось. Но вот творчества в ее жизни стало меньше, о чём она постоянно сожалела.
На картине изображен Арсений Антонович Билимович (1918-1944), его судьба оказалась трагичной.
Портрет сына, 1925
Елена Киселёва постепенно отошла от художественной деятельности и полностью посвятила себя семье. В начале 30-х Киселёва ещё приняла участие в нескольких групповых выставках русских живописцев-эмигрантов. Но она так и не влилась в художественное сообщество Сербии.
Базар в Которе (Черногория). 1925
В своих воспоминаниях Елена Киселёва писала: "Мой муж был слишком большим учёным, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Всё было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой".
Коновланка,1920. Черногорка, 1920
Прекрасные дамы, 1927
Когда началась вторая мировая война, профессор Билимович, не желая сотрудничать с оккупантами, вышел в отставку. Семья осталась жить в оккупированном Белграде.
В этот период в жизни семьи Билимович произошла огромная трагедия. В 1942 году единственный сын художницы Арсений вместе с женой был арестован и отправлен в немецкий концлагерь. Спасти семью сына от отправки в Германию не удалось. В 1944 году сын и невестка вернулись домой живыми, но здоровье Арсения было абсолютно подорвано. Вскоре после возвращения из лагеря в этом же 1944 году он умер.
После кончины сына Елена Киселёва поставила окончательную точку в своём творчестве. В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве, дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.
Кроме картин, на выставке представлены четыре костюма, которые помогают почувствовать ушедшую эпоху. Один из них создан для телефильма «Пелагия и белый бульдог» (реж. Юрий Мороз) и является исторической реконструкцией. В костюме использованы подлинные материалы начала XX века — шёлковый муар, кружево, бархат, искусственные цветы, перья райской птицы, хлопок, бамбук, ручка, лён.
На выставке "Элегантный век" в Музее русского импрессионизма — более 50 произведений Елены Киселёвой из частных собраний, Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом». Главный хранитель творческого наследия художницы, Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского, предоставил значительную часть своей коллекции и выступил в качестве соорганизатора выставки.
published on
Запись
Комментарии (0)