В прошлый раз мы любовались цветением сакуры в "Японском саду" на территории Главного ботанического сада Российской академии наук. А сегодня, когда по всей Москве цветут вишни и черемуха, и расцветают яблони, мы посетим Коломенское, входящее в состав Московского объединенного художественного архитектурного и природно-исторического музея-заповедника.
Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 г. Изначально это была вотчина московских великих князей, затем царей.
Василий III построил здесь в 1528-1532 годах знаменитую шатровую церковь Вознесения. Иван Грозный, возможно, в честь своего венчания на царство в 1547-1554 гг. построил в соседнем селе Дьяково (ныне в черте музея-заповедника) церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667-1668 гг. возводится великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений.
В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни. Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном.
Деревянный дворец Царя Алексея Михайловича, построенный во второй половине XVII века и разобранный во времена царствования Императрицы Екатерина II (полноразмерный макет, построенный в 2010 г. по сохранившимся чертежам)
Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга, 1780 год
Цветущие вишни
Дьяковский овраг
Дорога, ведущая к Москве-реке и Дьякову городищу
Старый дуб, растущий возле Дьяковского оврага
Склоны оврага заросли душистой черёмухой
Дьяково Городище, расположенное на правом берегу Москвы-реки в южной части музея-заповедника Коломенское вблизи исторического села Дьяково. Древнейшее поселение людей на территории Москвы. Дало название Дьяковской культуре финно-угорских племен раннего железного века
В V-IV веках до н. э. городище было укреплено земляным валом высотой 1,6 метра и деревянными стенами (частоколом). До III века до н. э. на площадке городища стояли два-три длинных дома с двускатной кровлей на столбах и стенами из плетня. Помещение разделялось на небольшие комнаты с открытыми очагами в центре. Для этого времени характерны горшки ручной лепки c отпечатками текстиля на поверхности, костяные стрелы, привезенные из Причерноморья стеклянные бусы. Во II веке до н. э. культура обитателей городища изменилась. На смену длинным общинным домам приходят изолированные почти квадратные домики. Меняется тип посуды, с начала новой эры получают распространение лощеные миски, костяные стрелы вытесняются железными двушипными, меняется облик медных украшений. Жители занимались охотой и рыболовством, скотоводством (разводили лошадей, рогатый скот и свиней), собирательством и земледелием (выращивали ячмень, пшеницу и просо).
Вызывает сожаление его сегодняшнее состояние — ямы с осыпавшимися краями, оставшиеся после археологических раскопок, мусор, пустые бутылки. Неужели так трудно поставить на вершине холма макет Городища, воссоздав образ поселения наших далеких предков, это ведь намного проще воссоздания Деревянного дворца?
Вид на овраг и деревянный дворец с Дьякова Городища
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, построена в середине XVI века, единственный, помимо собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храма Василия Блаженного), сохранившийся многостолпный храм XVI века.
Вид с Дьякова Городища
Дьяковская церковь, этюд Николая Маковского
Москва-река
Колёсный теплоход на Москве-реке
published on
Запись
Комментарии (0)