Павел Шпрингфельд (фото с сайта domkino.tv)
После того как комедия «Сердца четырех» прошла в США, тамошняя пресса окрестила Павла Шпрингфельда (1912-1971) «советским Бастером Китоном», чем обеднила его палитру.
Шпрингфельд совершенно явно был рассчитан на большее, нежели комический персонаж без улыбки.
Он пример актера, которому Советы позволили выбиться к яркой жизни. Что ждало в Российской империи сына часовщика из немцев (умер, когда ребенку исполнилось семь лет) и русской батрачки по найму? А при Советах Павла отправили на обучение в ГИТИС (тогда ЦЕТЕТИС), едва он показался в драмкружке Краснодарского маслобойного завода.
Именно из ЦЕТЕТИСа, осматривающий таланты по всей Москве режиссер Павел Судаков, увел Шпрингфельда и юную Валентину Серову в Театр рабочей молодежи (ТРАМ), где Шпрингфельд доказал обоснованность своих претензий на главные роли современных героев. Судаков доверил ему исполнение Павки Корчагина. Вся театральная Москва обсуждала — может ли Корчагин быть таким утонченным да интеллигентным? Где-то наверху решили — не может. Наш Павка боевой, уличный рабочий. Спектакль Судакова раздолбали, его самого уволили. Против увольнения на собрании протестовал только Шпрингфельд, но и он долго в ТРАМе не задержался, перейдя в Театр имени Моссовета.
Там ролей ему не давали вообще. Потому дебютировав в кино (ролью вора в горьковской экранизации «Моих университетов»), Шпрингфельд стал штатным актером киностудии.
Серова, Целиковская, Самойлов и Шпрингфельд в "Сердцах четырех"
В 1941 году судьба вновь свела его с Серовой. Комедия Константина Юдина (
Их смотрят до сих пор.
До какой степени была широка актерская палитра Шпрингфельда говорит следующий факт: вслед за ролью блаженного ученого в «Сердцах...» он сыграл Ивана Грозного в байопике «Первопечатник Иван Федоров» (
В 1945 Юдин еще раз сопряг на экране Целиковскую и Шпрингфельда в комедии «Близнецы».
И опять был успех.
Что случилось дальше до сих пор не совсем понятно.
В роли Ивана Грозного
Есть сведения, что Шпрингфельда репрессировали еще во время войны, как этнического немца. Однако, судя по фильмографии, это не так. Шпрингфельд стабильно снимался вплоть до 1947, когда образовался четырехлетний перерыв, не пошедший ему на пользу. Только это косвенно свидетельствует о посадке, ибо больше пока не представлено никаких документов.
Опять же, если актер сидел — почему его так быстро на свободу отпустили?
Виталий Вульф настаивал на версии, что Шпрингфельда освободили благодаря хлопотам Серовой и ее всемогущего мужа Константина Симонова. Все может быть. Заметим просто, что у Симонова было мало поводов подставляться и хлопотать за Шпрингфельда, ибо именно Павел оказался косвенным виновником ухода Серовой с черным билетом из Малого театра (
В любом случае, после перерыва (чем бы не был он во время малокартинья вызван) в кино Шпрингфельд вернулся не на первые позиции и с клеймом исполнителя отрицательных ролей.
"Джентльмены удачи"
В 1951 он сыграл украинского националиста Пантелеймона Кулиша в байопике «Тарас Шевченко» (
Весьма скоро актер скатился на уровень эпизодника, правда, блестящего. Можно вспомнить французского офицера из «Гусарской баллады» (1962), бургомистра из сказки «Город мастеров» (1966), контразведчика из «Бега» (1970).
Последней его ролью стал уголовник-рецидивист, подрабатывающий на пенсии гардеробщиком в Большом театре из «Джентльменов удачи».
Увидеть ее на экране Шпрингфельд не успел, умер.
Светлая память!
Комментарии (0)