О.БУЛАНОВА
В начале 1890-х годов в Баку начал свою работу уволенный в запас военный топограф Юлиан Зелинский, польский дворянин. Занятие военной топографией подразумевало умение обращаться с фотокамерой, поэтому Зелинский решил продолжить делать то, что он умел делать прекрасно, и в 1892 году получил от бакинского губернатора разрешение на открытие собственного фотоателье.
Фотографическое заведение Зелинского было открыто 6 августа 1892 года «в доме Киреева против аптеки Витушинского» – так звучал официальный адрес в традициях той эпохи. Фотоателье располагалось на ул. Кривой, исчезнувшей в 50-х годах ХХ столетия с лица города, т.к. ее поглотил расширившийся Парапет, площадь Фонтанов.
Фотографии в те годы оформлялись непременно с паспарту – картонной подложкой с максимумом информации и рисунком на обратной стороне и названием фотоателье на лицевой.
Поначалу Зелинский для своих паспарту использовал т.н. шаблоны, которые издавались в различных типографиях и имели один и тот же рисунок для самых разных фотоателье. Менялось лишь название фотоателье, фамилия владельца и город. Еще шаблоны различались между собой изображением наград и личных благодарностей – если они были у фотографа. На обратной стороне паспарту Юлиана Зелинского написано, что он «Удостоен награды его императорского величества государя императора Николая II».
Любопытно, что растительный орнамент этого шаблона был настолько изящен, что его в XXI веке совершенно без изменений используют некоторые фирмы, выпускающие бланки, приглашения и т.п. рекламную полиграфическую продукцию, выдавая за свой креатив, и пишут при этом, что изображения защищены авторским правом.
Со временем рисунки на паспарту Юлиана Зелинского менялись, но по-прежнему оставались очень изящными. Известно как минимум шесть вариантов паспарту этого фотографа – он всегда следил за модой. Свои паспарту Зелинский заказывал в знаменитых на то время полиграфических фабриках – у Фишелеса в Одессе, у Тальбота в Вильне и др.
Зелинский очень быстро стал популярен. К нему ходили самые разные клиенты, в том числе азербайджанская элита.
Любопытно, что Юлиан Зелинский, человек очень энергичный по натуре, одинаково хорошо умел работать в самых разных жанрах, в том числе в жанре репортажного фото. Он активно сотрудничал с различными журналами, в основном, с журналом «Нива», самым популярным и имевшим в начале ХХ века самый большой тираж среди литературных журналов для семейного чтения.
«Нива» славилась строгим отбором авторов, таким образом, даже не зная о других заслугах Зелинского, можно понять, что фотографом он был прекрасным. Именно благодаря его серии снимков, сделанной в 1902 г. сразу после землетрясения в Шемахе, мы можем осознать чудовищную силу этого природного бедствия.
Фотоателье Зелинского и его фамилия были занесены в самые различные списки всех фотографов Российской империи еще при жизни, в том числе в «Сведения о существующих в России типографиях, литографиях… фотографиях… составленные на 1 января 1894 года», справочник «Вся Россия: Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации» (1899; включает данные о 822 фотоателье) и в Словарь-справочник А.П. Попова «Российские фотографы (1839-1930)».
РАБОТЫ Ю.ЗЕЛИНСКОГО:
1909 год
Фотоателье Ю.Зелинского
Фотоателье Ю.Зелинского
Фотоателье Ю.Зелинского
1890-1895 год
Фотоателье Ю.Зелинского
Из архива General Pathfinder
1894 год
1900 год
1903 год
1903 год
1904 год
1907 год
1908 год
published on
Запись
Комментарии (1)