26 октября скончался Леонид Филатов, сериал о котором продолжу (начало смотри по тегу
Мы уже упоминали о сложившемся треугольнике Валерий Золотухин – Нина Шацкая – Леонид Филатов, рассматривая брак Шацкой и Золотухина (
Брежневский застой это вообще время адюльтеров, романчиков без смысла и лада (
В общем, таганский треугольник, в данном случае, работал с мелкой эпохой вровень.
Филатов обратил внимание на Шацкую, едва появившись в таганской труппе.
«Мне просто нравилось смотреть на нее. И какое-то время этого было достаточно. Я прибегал в театр (наврав (обратите внимание на сей глагол, он появляется, когда еще и роман-то не начался, - прим. авт.) что-то жене, которая знала мое расписание…), когда здесь должна была появиться Нина… Когда мне сказали, что она замужем за Валерием Золотухиным, — я просто воспринял это как несчастный случай, некий порнографический изыск: «Неужели такое может быть?»
Только через два года Филатов решился признаться Шацкой в любви. Свидание закончилось так: «Я приблизилась, и мы, как школьники, стесняясь, поцеловались».
Здесь надо заметить еще одну вещь. Все эти праздники незаконной любви, действительно, несли заряд школьничества. Во всяком случае, начавшись со школьного поцелуя, роман Филатова и Шацкой продолжился в антураже чужих квартир, где влюбленные боялись нарваться на маму подруги.
Вот характерная запись Шацкой от 7 января 1974, заставляющая задуматься — кто перед нами: фигуранты фильма «Сто дней после детства» или столичные актеры в возрасте христовом:
«Быстро подошел ко мне: «Я не хочу больше с тобой дружить». И убежал. Господи, что это с ним? И что за пионерское заявление? Ничего не понимаю. Почему? – загадка. Всю ночь не спала, но выяснять не буду».
В очередной раз возвращаемся к мачизму Филатова. Подростковая неуверенность, «хочу, но не могу», - вот основной лейтмотив его действий первого акта закончившейся счастливо драмы. После поцелуя они с Ниной решили не общаться. 19 мая 1972 все таки общаться начали (как записала противоречивая Шацкая: «Мне всегда была противна роль любовницы, и я ею стала!»). В 1975 первый акт завершился расставанием. Инициатором расхода выступила Шацкая, для которой отношения с Филатовым стали выглядеть совсем уж тупиковыми.
Как бы не заливался Филатов о любви к Шацкой, планируя развод с женой Лидией Савченко, на деле он справил с женой новоселье в полученной от театра квартире. Оправдывался перед Ниной так: «Как я мог сказать, объявить всему театру, что люблю другую женщину, которая притом еще замужем… Она (Савченко, — прим. авт.) быстро собрала документы… Что я мог сделать?! Все знали, что она живет со мной в общежитии…» —
И вот здесь мы имеем дело с еще одной ипостасью застойного интеллигента, а именно двойной бухгалтерией. Жизнь приучала говорить одно, думать другое, делать третье. Нравственные рамки, понятное дело, размывались, вопрос стоял лишь до каких границ в каждом индивидуальном случае размывались они. Фразой десятилетия можно считать утверждение: «Приличный человек, это тот кто без нужды подлости не сделает» (
Решительной в подвешенной ситуации любви оказалась именно Шацкая. В 1977 она развелась с Золотухиным, а в 1980 стала жить с Филатовым, который еще лет пять разводился.
Филатов усыновил сына Шацкой от Золотухина Дениса, но прежде чем говорить о его методах воспитания сего отпрыска надо посмотреть, каким воспитателем был герой Филатова на экране.
Вот об этом в следующий раз и поговорим.
Комментарии (0)