День 6 июля (по новому стилю) в русском народном календаре называется Аграфеной Купальницей.
Аграфена - это славянское имя Святой Агриппины. После крещения Руси день ее памяти христианская церковь установила на 6 июля, если считать по новому стилю. А купальницей ее прозвали потому, что в дохристианские времена с этого дня начиналось одно из главных языческих празднеств - Купалы. Согласно легендам, в этот день красавица Купальница ехала с охапкой лесных и луговых цветов и с целебными травами да кореньями в гости к своему жениху — Ивану Купале.
Как первый день праздничного купальского цикла, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса. С этого дня начинали вязать банные веники и метлы. Вообще весь цикл купальских праздников, от Аграфены до Петрова дня 12 июля у славян считался одним празднеством -— проводами весны.
В этот день особую силу приобретает купальница. Так называли раньше растение, ныне известное как кошачья дрема. Считалось, что эта трава 6 июля обратает поистине волшебные свойства. Рано утром 6 июля, обязательно до восхода солнца, пока лежит роса, каждая хозяйка шла в луга для сбора купальницы. Ее собирали вместе с росой и хранили целый год для лечения болезней. Часть собраной купальницы добавляли в веники и парились ими в банях. Банные Веники, сломленные на Аграфену, весь год считаются чудодейственными. Для магической силы в них должны быть ветки березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и по цветку разных видов.
Кроме Купльницы до восхода солнца рвали цветы Иван-да-Марья. Люди верили, что если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветы растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.
На Аграфену деревенские жители старались оградить себя и своё хозяйство от сглаза, неблагополучия, провести оберегающие ритуалы. Так, в этот день хозяйки варили все оставшиеся в доме яйца, чтобы птица хорошо неслась. Чтобы уродилась рожь, с утра люди катались по посевам.
Полагали, что с вечера Аграфены начинаются происки нечистой силы. Чтобы защититься от нечисти, предусмотрительные крестьяне завешивали окна и двери крапивой и чертополохом, устанавливали перед домом ветки осины или шиповника. Незадолго до захода солнца селяне собирали где-нибудь на краю деревни кучи из крапивы, чертополоха, душистых трав и веток шиповника. Крестьяне проводили через них для защиты от порчи сначала детей, после — скотину.
С наступлением темноты на месте собранных из трав охапок зажигали костры, подбрасывая туда сухие ветки. Далее в ход шли ветхие ненужные вещи, например старые матрасы, и всевозможный хлам. Через этот купальский огонь прыгали для очищения от скверны взрослые.
Главный обычай Аграфены Купальницы - с самого утра баня с парилкой, а после - купание в реках или прудах. Во второй половине дня начиналось празднование Купальской ночи, которое обязательно продолжалось до восхода солнца. Собирались обычно на возвышенных местах, на берегах рек, где после наступления темноты зажигались особые костры. У этих костров люди, украшенные цветами и травами, водили хороводы, пели, плясали, кружились, гадали, пировали, прыгали через огонь, купались в реках и в росе и т.п.
С ночи Аграфены Купальницы на утро Ивана Купалы, как говорят легенды, цветут волшебные травы: ревун-трава, сон-трава (она же прострел-трава), адамова голова, тирлич, колюка, папоротник, одолень-трава. Многие растения в эту ночь приобретают магические свойства. Так, славяне верили, что если взять девясил, сорванный в ночь на Ивана Купалу, высушить и истолочь в порошок, смешать с серой амброй, а потом носить его в ладанке на себе девять дней, а потом растворить в воде и дать выпить (или подмешать в еду) любимой особе, то любовь предмета страсти будет обеспечена.
В этот день (в ночь на Купалу) гадают. Собирают 12 разных трав по паре (то есть всего в букете должно быть 24 корешка.) и кладут их под подушку. Во сне явится суженый. Также просят, чтобы приснилось то, что будет в этом году.
Вот так незаметно лето перешло через свою середину. «Солнце — на убыль, день — на жару», — говорили в народе. Впереди — летняя страда, сбор урожая, о котором заботятся чтимые на макушке лета Купальница да Купала.
Комментарии (0)