Крупнейший в стране Великорецкий крестный ход проходит каждый год с 3 по 8 июня.
История Великорецкого крестного хода.
Религиозная практика православной христианской церкви основана на достаточном количестве обрядов и таинств. Это и Божественная литургия, и панихиды, и Крещение, и Венчание, и соборование, и елеопомазание - всего не перечислишь. Особое место в этом изобилии занимают крестные ходы. Их, как правило, приурочивают к тому или иному большому празднику либо инициируют в честь почитаемой верующими иконы. Последнее относится напрямую к Великорецкому крестному ходу, организуемому ежегодно в первых числах лета, а именно 3 июня, как дань памяти о величайшем событии Вятской земли: явлении Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца. Это одно из крупнейших мероприятий подобного толка, неумолимо пополняющее свои ряды паломниками со всего мира.
Из глубины веков.
Начало важный в церковной жизни обряд, наделенный глубоким религиозным и философским смыслом, берет в XV веке, у самых истоков последнего. Его на первых порах совершали вплавь, на лодках по двум рекам: Великой и Вятке. Происходило данное событие обычно в первое воскресение после праздника 22 мая - Дня перенесения святых мощей Святителя Николая Чудотворца в Бар-град. Спустя десятилетия, во второй половине упомянутого выше столетия указанная дата изменилась по благословению епископа Вятского Александра на 24/6 июня. По суше паломники во главе со священнослужителями стали передвигаться в рамках Великорецкого крестного хода уже в XVI веке. Разработанный в 1778 году маршрут актуален и сегодня. Кстати, изменить древним традициям церковь заставила опасность, исходящая от языческих племен, обитавших в то время в Вятском крае и совершавших набеги, пользуясь речным путем - подавляющее большинство людей тогда преимущественно перемещались именно посредством рек. Теперь и поныне сухопутный маршрут таков: Вятка (Киров) - река Великая (с.Великорецкое) - Вятка (Киров).
Конечный пункт Великорецкого крестного хода - место явления чудотворного образа святителя Николая Мирликийского. Паломники заходили в деревни, встававшие на их дороге, священники проводили в этих населенных пунктах молебны. Можно назвать несколько таких старинных сел: Монастырское, Бобино, Горохово, Филейское, Медяны. Жители деревень всегда испытывали благоговейный трепет и искреннюю радость, как только крестный ход проходил через их местность. Эти простые люди относились к участникам религиозного мероприятия как к самоотверженным подвижникам. То и вправду был и есть настоящий «подвиг молитвенного делания»: шутка ли преодолеть на своих двоих расстояние в 150 км, при этом ночевать под открытым небом, в обществе нестерпимого зноя и мошкары!
С течением времени крестный ход превратился в традицию. О нем в XIX веке упоминали в литературных произведениях писатели, совершенно справедливо считающиеся сегодня классиками. К примеру, М.Е. Салтыков-Щедрин включил описание Великорецкого крестного хода в свой рассказ под названием «Общая картина». С наступлением же ХХ столетия шествие паломников и священнослужителей с хоругвями, образами и крестами обзавелось военным оркестром. Музыка, исполняемая им, причудливо сливалась со звуками церковных песнопений. В Великорецком крестном ходе на тот момент принимали участие люди разных сословий. Тут можно было заметить и чиновников, и гимназистов, и военных, и обычных горожан, и представителей крестьянского народа.
Великорецкий крестный ход: Советский период.
Великая Октябрьская революция внесла кардинальные изменения в само существование Великорецкого Крестного хода. Декрет новоиспеченного правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года, а точнее - специальная инструкция, прилагаемая к этому документу, гласила следующее: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти». Надо сказать, данное указание практически никак не сказалось на проведении Великорецкого крестного хода в первые годы, однако потом все усугубилось. В 20-е гг. прошлого столетия большевики захватили кафедральный собор и чудотворный Великорецкий образ святителя Николая. Спустя около десяти лет икона и вовсе исчезла, что явилось причиной прекращения практики одноименного крестного хода. Однако верующих это не остановило - именно в тот момент активизировалось паломническое движение и люди самостоятельно шли к месту явления чудотворного образа с образками святителя Николая в руках. Советскому правительству сие, разумеется, пришлось не по нраву. Начались полноценные, масштабные гонения на Церковь. Множество паломников были арестованы и даже погибали за веру.
В 1941 году грянула Великая Отечественная война. Притеснение православных христиан временно остановилось, верующие же продолжали оставаться преданными традиции ежегодного шествия к месту явления чудесного образа святителя Николая. С приходом к власти в СССР Хрущева страну накрыла новая волна жестоких репрессий и гонений на религиозной почве. Последовали массовые закрытия храмов, а в 1959 году был обнародован официальный запрет совершения паломничества на реку Великую. Верующих буквально ловили в лесах и отвозили подальше от места явления иконы. Но и это не сломило дух и желание продолжать шествие в святую землю православных христиан: они тайно пробирались по тропам по нескольку человек в группах, а то и по одиночке.
Возрождение традиции Великорецкого крестного хода.
Переломным моментом в отношениях советской власти и церкви стал 1989 год. Тогда же архиепископ Хрисанф, назначенный на Кировскую кафедру в апреле 1978 года, попросил большевиков снять запрет на проведение Великорецкого крестного хода, и получил положительный ответ правительства, но лишь частичный. Было разрешено организовывать богослужение на реке Великой, само же шествие предложили осуществлять не по привычному маршруту, а от села Чудинова, что находится в семи км от села Великорецкого. Архиепископ согласился, ведь иного выбора не оказалось. В организации первого после большого перерыва крестного хода ему помогал секретарь епархии - протоиерей Александр Могилев. Именно он выступил с идеей проведения литургии 6 июня прямо на реке Великой в так называемом походном храме. Что удивительно, эта инициатива была не просто одобрена владыкой, но стала традиционной практикой, действующей и поныне.
Вынужденно измененный маршрут Великорецкого крестного хода просуществовал до 1992 года. После в свои права вступил исторически сложившийся сухопутный путь шествия. Уже в XXI веке, наконец, преобразилось село Великорецкое - колыбель чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского, ради явления которой и организуют крупнейший в России крестный ход. В 2005 году здесь открыли Николо-Великорецкий мужской монастырь.
Наместником обители стал игумен Тихон (Меркушев), десять лет возглавлявший благодатное шествие паломников. После началось восстановление разрушенных в советское время православных храмов, налаживание церковного в селе быта, продолжающееся и в наши дни.
Расписание 3 — 8 июня 2022 года:
3 июня, пятница
7-00 — Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова.
9-00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
10-00 — Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
11-30 — Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова.
13-30 — Выход Крестного хода из Троицкой церкви г. Кирова.
18-00 — Встреча Крестного хода в с. Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
4 июня, суббота
3-00 — Выход Крестного хода из с. Бобино.
09-30 — Встреча Крестного хода в с. Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
12-00 — Выход Крестного хода из с. Загарье.
20-00 — Встреча Крестного хода в с. Монастырском. Всенощное бдение у часовни свт. Николая Чудотворца.
5 июня, воскресенье
3-00 — Выход Крестного хода из с. Монастырского.
8-00 — Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная Литургия.
12-00 — Выход Крестного хода из с. Горохово.
16-30-17-00 — Отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.
18-00 — Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.
18-30 — Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.
18-30 — Всенощное бдение в Никольском храме. Исповедь.
19-00; 20-00; 21-00 — Отправление автобусов с паломниками из с.Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).
6 июня, понедельник
1-00 — Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме. Исповедь.
4-00 — Ранняя Божественная литургия в Никольском храме. Исповедь.
6-00 — Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой. Исповедь.
6-00 до 8-00 — Отправление автобусов с паломниками от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.
10-00 — Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой. Исповедь.
13-00 — Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.
14-00 — Перенесение иконы от берега реки Великой на площадку перед Никольским храмом.
14-00 — 18-00 — Молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме.
9-00 — 18-00 — Отправление автобусов с паломниками из с.Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).
7 июня, вторник
1-00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Никольском храме Великорецкого Подворья.
2-00 — Выход Крестного хода из с. Великорецкого.
14-00 — Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.
16-00 — Выход Крестного хода из с. Медяны.
18-00 — Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино.
8 июня, среда
3-00 — Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.
4-00 — Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен Святителю Николаю.
5-00 — Выход Крестного хода из пос. Гирсово.
13-00 — Встреча Крестного хода в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие.
14-30 — Выход Крестного хода.
16-30 — Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.
18-00 — Окончание Крестного хода.
Дата | Маршрут | Протяженность | Время в пути (не считая времени на остановки) |
3 июня | г.Вятка (Киров) — с. Макарье — Коминтерн — с. Бобино | 19,5 км. | 6 часов |
4 июня | с.Бобино — д. Вотская — д. Стрелковы — д. Б.Мышки — д. Рубленки — с. Загарье — д. Пашичи — д. Кленовое — с. Монастырское | 36,5 км. | 12 часов |
5 июня | с. Монастырское — ур. Кунаивщина (нежил.) — ур. Горохово — ур. Бороденыцина — д. Заборовица (нежил.) — д. Зоновщина (нежил.) — с. Великорецкое | 26 км. | 8 часов |
6 июня | Празднования в Великорецком | ||
7 июня. | с. Великорецкое — д. Заборовица (нежил.) — ур. Бороденыцина — д. Маракулевщина (нежил.) — д. Запольцы — с. Медяны — д. Сорокины — п. Мурыгино | 34,5 км. | 12,5 часов |
8 июня | п. Мурыгино — п. Гирсово — г. Вятка | 33,5 км. | 8,5 часов |
ИТОГО | 150 км. | 47 часов |
Комментарии (0)