Сфера здравоохранения играет весьма значимую роль в нашей жизни. Так или иначе, любой из нас хотя бы раз обращался к доктору. Но кроме людей в помощи специалистов периодически нуждаются и братья наши меньшие – животные. Ее осуществляют ветврачи. Профессия ветеринара не менее ответственна и важна, чем таковая обычного, «человеческого» медика. Посему людей, ею владеющих, чествуют наравне с докторами. Для этого существуют официальные государственные праздники. Один из них выпадает на 31 августа и звучит как «Православный день ветеринара».
История праздника:
Торжество, посвященное людям во многом благородной специальности, появилось в нашей стране в 2011 году. Этот юный праздник обязан своим возникновением Российской сельскохозяйственной академии наук. Инициативная группа от указанного учреждения направила Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу соответствующее ходатайство, в котором предложила не только учредить Православный день ветеринара, но и приурочить его к уже давно существующей религиозной дате, а именно Дню памяти святых мучеников Флора и Лавра. Этих угодников Божьих почитают ежегодно 31 августа по новому стилю (18 августа – по старому). Вот вам и объяснение конкретной даты празднования Православного ветеринарного торжества.
Предстоятель Русской православной церкви дал свое согласие ученым мужам. В знак поддержки инициативы, исходящей от последних, он подписал 23 марта 2011 года указ, в котором рекомендовал отмечать упомянутый выше праздник на канонической территории РПЦ.
Дата эта установлена была в целях воспитания у населения России бережного отношения к природе, в частности, к животным, поскольку они являются Божьим творением.
В этом контексте праздник упоминается и в документе, принятом на заседании Священного Синода 13 июля 2015 года: в «Методических рекомендациях об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности».
В 2014 года Православный день ветеринара приобрел государственный статус. Этому способствовал подписанный Президентом РФ В. Путиным указ №659 «О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и профессиональных праздников».
Святые мученики Флор и Лавра жили во II веке н.э. сначала на территории сегодняшней Турции (тогда Византии), затем – в Иллирии (Югославии). Они являлись родными братьями как по крови, так и по духу. Оба владели профессией камнетеса, получив соответствующие знания и навыки от учителей-христиан Максима и Прокла. Упомянутые мужи стали для братьев также и проповедниками богоугодной жизни, примером для подражания в этом смысле.
В какой-то момент Флор и Лавр были направлены властителем Иллирии Ликаоном в соседний регион для строительства языческого храма. Братья повиновались, но даже за трудами не переставали молиться единому Богу, а все заработанные деньги раздавали нищим. Однажды случилось непредвиденное: сын местного жреца находился близ стройки и получил повреждение глаза из-за попавшего в него осколка камня. Отец юноши пришел в отчаяние и ярость, но Флор и Лавр пообещали жрецу, что вскоре сын его выздоровеет. Сами же будущие святые взяли молодого человека к себе и приобщили к вере Христовой. После обращения в истинную религию и молитвы Флора и Лавра юноша действительно получил исцеление. Это чудо подействовало и на отца выздоровевшего: тот в результате случившегося тоже уверовал в Иисуса.
Спустя короткое время возведение языческого храма братьями-христианами подошло к концу. Следующим шагом Флора и Лавра была организация сбора местных христиан, после чего пришедшие все вместе сокрушили истуканов и разместили в восточной части церкви крест. Ночь люди провели в молитвах к Господу.
Наутро о самоуправстве святых узнал начальник области. Он распорядился сжечь бывшего жреца Мамертина, сына последнего и еще три сотни христиан. Что касается Флора и Лавра, тех вернули на Родину, и уже там по приказу Ликаона святые были брошены в пустой колодец и заживо погребены.
Прошло много лет, прежде чем произошло обретение мощей братьев-мучеников. Тела Флора и Лавра оказались нетленными, ввиду чего их перенесли в Константинополь, где разместили в монастыре. В начале XIII-го века мощи святых узрел паломник из Новгорода Антоний. Спустя 1,5 столетия главы мучеников в обители Вседержителя увидел Стефан Новгородец.
Связь двух праздников:
Православный день ветеринара приурочили к Дню памяти святых Флора и Лавра неспроста. Дело в том, что братья-христиане считаются в народе покровителями домашнего скота, и в первую очередь лошадей. Началось это почитание почти сразу же после открытия мощей Божьих угодников.
Связано оно было, если верить устному преданию, с тем, что указанное выше событие повлекло за собой прекращение падежа скотины. Очень возможно, такое почитание родом с Балкан, где проживали в свое время святые мученики. По крайней мере, именно там возникла легенда, повествующая о том, что искусству управления лошадьми братьев обучил сам Архангел Михаил.
Древние иконописные подлинники Руси содержат наставления изображать Божьих угодников Флора и Лавра с этими благородными животными.
Святые образы мучеников, выполненные в соответствии с данной рекомендацией, сохранились и поныне во многих российских храмах. Особенно популярен и распространен сюжет под названием «Чудо о Флоре и Лавре».
Приметы и обычаи праздника:
В народе религиозную дату, посвященную братьям-мученикам, именовали всегда не иначе, как Днем Лавра и Флора Лошадников. Другое название торжества – Лошадиный праздник. Как правило, к этому времени сельские жители старались закончить посев ржи. Если им сие не удавалось, данное обстоятельство считали предвестником плохого урожая в будущем году.
Фрола и Лавра считали лошадниками, поэтому день памяти о них следует посвятить лошадям. Бережное отношение к лошадям требовало обязательного ухода за животным, их купали, а после гривы украшались красивыми лентами. По окончанию обряда окропления святой водой лошадей кормили досыта овсом. В день Фрола и Лавра совершали целый ряд обрядов:
- Выпекали печенье в виде коней и копыт.
- Не привлекали животных в этот день к работе, не надевали седла.
- Откладывали процедуру выжигания тавра.
- Молились святым мученикам.
- Устраивали ярмарки.
- С заходом солнца юноши устраивали скачки, демонстрируя свои умения, за что получали подарки и амуницию для своего скакуна.
Приметы:
- Храпящая лошадь предсказывает несчастье, фыркающая предвидит дождь.
- Лошадь поднялась на бугор – жди смены погоды.
- Конь стучит копытами к несчастью.
- Посеешь на праздник или позже озимые – соберешь только сорняк.
- Толстые побеги корня полыни предвещают хороший урожай.
- Рожденный 31 августа будет иметь хорошее здоровье и отлично разбираться в лошадях.
Поскольку святые мученики Флор и Лавр покровительствуют домашним животным, их могут и должны считать своими покровителями и ветеринарные врачи, этих самых животных лечащие по долгу службы.
С целью получения помощи и поддержки как для себя, в своей работе, так и для своих пациентов ветеринары должны читать специальные молитвы.
Тропарь, глас 4
,,Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженного и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша."
Кондак мучеников Флора и Лавра:
глас 8
,,Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный."
Молитва святым мученикам Флору и Лавру:
,,Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцах наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь."
Комментарии (0)