Мир вокруг нас безумно интересен. Этот оригинальный мир безумен, но прекрасен.

29 июня: Житие и смерть Моисея Оптинского.

29 июня церковь празднует день памяти преподобного Моисея Оптинского.

Богата земля русская монастырями. Есть среди них обители неприметные, мало кому известные, но имеются и такие, что всегда у всех на слуху, куда десятки лет не зарастает тропа, протоптанная многочисленными паломниками. Псково-Печерская Лавра, Троице-Сергиева Лавра, Покровский женский монастырь в Москве, монастырь в Дивеево – и не счесть этих жемчужин отечественного православия. Одной из самых значительных является, конечно же, Оптина пустынь, прославившаяся подвизанием в ее стенах в свое время оптинских старцев. С данным монастырем тесно связано имя Моисея Оптинского. Кем он являлся и чем прославился – читайте в настоящем материале.

Происхождение и детство:

Моисей Оптинский, в миру – Тимофей Иванович Путилов, родился 15/28 января 1782 года в Ярославской губернии, городе Борисоглебске. Он появился на свет в семье благочестивых православных христиан Ивана Григорьевича и Анны Ивановны. Отец будущего святого рано потерял собственных родителей, из-за чего быстро проникся любовью к Богу и молитве. Он трудился сборщиком налогов. Хозяева ценили честного работника. Иван Григорьевич Путилов отличался острым умом, грамотностью и набожностью.

Мать Тимофея была очень добра. Особенно проявляла она милость к нищим и обездоленным людям. Анна Ивановна с раннего детства пришла к Богу, стала посещать храм. Этому способствовало влияние на девочку родного дедушки ребенка – иеродьякона монастыря.

У Ивана Григорьевича и Анны Ивановны Путиловых росло 10 детей, трое из которых – сыновья. Моисей Оптинский являлся третьим среди отпрысков указанного семейства. Он, как и его братья, воспитывался в монашеской строгости, посему ничего нет удивительного в том, что все трое с младых лет мечтали вести в будущем подвижническую жизнь. Отец обучил сыновей грамоте, не доверяя детей опыту наставников в училище, а также из-за страха перед возможным пагубным влиянием сверстников.

Духовный путь:

Когда юноше исполнилось 19 лет, он по наущению отца вместе с младшим братом Ионой отправился в столицу, где оба должны были поступить на работу к одному знакомому купцу. Там, в условиях богатой духовности города, отроки почувствовали в сердцах своих еще большее рвение к тому, чтобы положить жизнь свою на служение Христу. Тимофей и Иона запоем читали духовные книги, посещали местные монастыри, знакомились с подвижниками, проживавшими в обителях, с их бытом и устремлениями. Особенно большое значение для будущего святого имели беседы со старцами Александром и Филаретом, а также старицей Досифеей.

В 22-хлетнем возрасте (а Ионе тогда было 18 лет) Тимофей вместе с братом решили окончательно отойти от мира. Они выбрали свой путь – он лежал в Саровскую пустынь. Молодых людей пугала вероятная реакция отца, посему юноши уже по прибытии в Саров известили родителя о своем общем твердом намерении стать монахами. Как они и предполагали, Иван Григорьевич страшно рассердился, получив письмо, и велел отпрыскам возвращаться тотчас домой. Однако те проигнорировали ярость отца и остались при своем мнении, лишив его общения с собой на 2 с лишним года.

Все это время родитель провел на больничной койке. В итоге Тимофею сообщили, что Иван Григорьевич при смерти, и тот поспешил к отцу, дабы успеть попросить прощения за ослушание. Он получил-таки благословение родителя на ведение им жизни в монастыре. В Саров после смерти отца Тимофей не вернулся, брат же его остался там. Моисей Оптинский стал послушником Свенского Успенского монастыря, что относился к Орловской епархии. Близ обители раскинулись леса, где проживало множество пустынножителей. Тимофей присоединился к этим подвижникам в возрасте 29-ти лет, то есть в 1811 году.

Основание скита:

Десять лет провел святой в среде уединившихся пустынножителей. Он принял монашеский постриг с именем Моисей – был назван так в честь преподобного Моисея Мурина. Оба избранника Божия имели такие черты в своих характерах, как кротость, гостеприимство, любовь к одиночеству. Моисей Оптинский вместе с единомышленниками обитал в лесу, проводил свои дни в беспрестанной молитве, соблюдал все посты, правил церковную службу, переписывал полууставом Священное Писание, занимался рукоделием и огородничеством. Питались пустынножители скудно: их рацион составляли репа, ягоды, грибы, которые подвижники собирали и выращивали сами, да иногда крупа, хлеб, масло, что высылали им добрые люди.

В 1812 году отец Моисей временно покинул обжитые места, удалившись в Белые Берега и Свенск в связи с нападением французов. В 1816-м к нему присоединился младший брат Александр, который стал спустя 4 года монахом с именем Антоний. Наставником новоиспеченного инока на протяжении всей жизни являлся Моисей Оптинский. К слову, последний, за годы существования в пустыне, приобрел такие личностные качества, как терпение, внимание, сосредоточенность.

1820 год – отец Моисей посетил Оптину Пустынь, где познакомился с первосвященником и архипастырем Калужским Филаретом. Последний подал святому богоугодную идею: устроить при Оптиной пустыни скит. Отец Моисей оценил по достоинству блестящую мысль и вскоре вместе с преподобным Антонием, своим братом, поселился при обители, на монастырской пасеке. Они стали рубить лес, подготавливая участок для будущего скита, затем поставили деревянную ограду, и через некоторое время на том месте вырос храм. Церковь освятили в 1822 году, тогда же отец Моисей был рукоположен в иеромонахи. Так он стал духовником Оптины, а спустя три года – ее настоятелем.

Моисей Оптинский целых 37 лет служил в данном качестве и совершенно преобразил основанную им обитель. Монастырь был многонаселенным, земля при нем – удвоена. Рядом послушники развели фруктовые сады, устроили подсобное хозяйство. Что касается непосредственно самой обители, то она обзавелась еще двумя храмами, гостиницами, монастырской библиотекой, корпусами с келиями, заводами, складами и даже мельницей. Благодаря этому изобилию бедные люди могли зарабатывать себе на жизнь.

Отец Моисей принимал в монастырь нищих, больных и обездоленных – всех, кому требовалась помощь. Он много денег тратил на обустройство несчастных, посему к концу жизни совсем не имел сбережений. Отношения Моисея Оптинского братией были проникнуты взаимопониманием. Ко всем без исключения людям святой испытывал любовь, не заостряя своего внимания на их недостатках.

Кончина и мощи Божьего избранника Моисея Оптинского.

Так в тру­дах и мно­го­чис­лен­ных по­пе­че­ни­ях про­хо­ди­ла жизнь по­движ­ни­ка. Вес­ной 1862 го­да он за­бо­лел – на спине об­ра­зо­вал­ся кар­бун­кул, до­став­ляв­ший мно­го стра­да­ний стар­цу. Это вре­мя бы­ло омра­че­но еще и до­но­сом на него, по­сту­пив­шим от неко­то­рых бра­тий. Узнал он об этом в мае, во вре­мя по­след­ней по­езд­ки в Ка­лу­гу для по­здрав­ле­ния прео­свя­щен­но­го вла­ды­ки Гри­го­рия, уже бу­дучи бо­лен. Это горь­кое из­ве­стие по­вли­я­ло на со­сто­я­ние стар­ца.

В кон­це мая бо­лезнь уси­ли­лась, к ней до­ба­ви­лась во­дян­ка. Отец Мо­и­сей каж­дый день при­об­щал­ся Свя­тых Тайн. Со­сто­я­ние ста­но­ви­лось всё бо­лее тя­же­лым, но и то­гда на­сто­я­тель ста­рал­ся по ме­ре сил за­ни­мать­ся де­ла­ми оби­те­ли.

6 июня ар­хи­манд­ри­та Мо­и­сея по­стриг­ли в схи­му с со­хра­не­ни­ем преж­не­го име­ни. Весть о по­стри­же­нии в схи­му и о при­бли­жа­ю­щей­ся кон­чине от­ца Мо­и­сея со­бра­ла к од­ру стар­ца ве­ли­кое мно­же­ство лю­дей – мо­на­ше­ству­ю­щих и мир­ских. С пла­чем и бла­го­го­ве­ни­ем под­хо­ди­ли они к нему, чтобы при­нять по­след­нее бла­го­сло­ве­ние.

14 июня отец Мо­и­сей по­про­сил вы­не­сти из кел­лии все ве­щи и по­ста­вить пе­ред ним боль­шой об­раз свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го, ко­то­рый так и на­хо­дил­ся пе­ред ним до са­мой кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей в день те­зо­име­нит­ства свя­ти­те­ля. 15-го ста­рец с тру­дом сде­лал бла­го­слов­ля­ю­щий жест осла­бев­шей ру­кой. В это вре­мя од­но­му из ду­хов­ных чад во сне бы­ло ви­де­ние, в ко­то­ром отец Мо­и­сей бла­го­слов­лял всех чле­нов его се­мьи.

По вос­по­ми­на­ни­ям, в эти по­след­ние дни «от­кры­лось тща­тель­но скры­ва­е­мое им да­ро­ва­ние про­зор­ли­во­сти: боль­ной ста­рец, по­до­звал к се­бе ке­лей­ни­ка и ска­зал: «Спро­си, что это за жен­щи­на? За­чем она ме­ня бес­по­ко­ит?» Ке­лей­ник, не ви­дя ни­ка­кой жен­щи­ны, по­ду­мал, что это бред. Но по­том ока­за­лось, что на крыль­це, за две­ря­ми, дей­стви­тель­но, дол­го сто­я­ла жен­щи­на, ко­то­рая, по­лу­чив об­ра­зок для се­бя, не хо­те­ла уда­лить­ся и на­сто­я­тель­но про­си­ла, чтобы ей да­ли об­ра­зок и для ее сы­на. Узнав об этом, ке­лей­ник взял об­ра­зок, под­нес его стар­цу для бла­го­сло­ве­ния. Ста­рец бла­го­сло­вил его и про­мол­вил: «Вот те­перь я спо­ко­ен», – и ке­лей­ник вы­нес об­ра­зок до­жи­дав­шей­ся кре­стьян­ке. Дру­го­му же по­се­ти­те­лю, к нема­ло­му его удив­ле­нию, пре­по­доб­ный ска­зал, что в вос­кре­се­нье на­де­ет­ся быть в церк­ви, и ко­гда тот воз­ра­зил, что ему по сла­бо­сти сил ни­как нель­зя слу­жить, пре­по­доб­ный Мо­и­сей при­ба­вил: «Слу­жить нель­зя, но быть мож­но». Сло­ва эти сбы­лись в точ­но­сти – в вос­кре­се­нье гроб по­чив­ше­го о Гос­по­де стар­ца был пе­ре­не­сен в цер­ковь».

16 июня, в де­ся­том ча­су утра, ко­гда чи­та­лись сло­ва Еван­ге­лия от Мат­фея: «При­и­ти бо имать Сын Че­ло­ве­че­ский во сла­ве От­ца Сво­е­го, со Ан­ге­лы Сво­и­ми, и то­гда воз­даст ко­муж­до по де­я­ни­ем его» (Мф.16:27), отец Мо­и­сей ти­хо ото­шел ко Гос­по­ду.

Оби­тель, мно­го­чис­лен­ные бо­го­моль­цы про­ща­лись с на­сто­я­те­лем. 19 июня, по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, при боль­шом сте­че­нии на­ро­да со­сто­ял­ся чин от­пе­ва­ния, а за­тем по­гре­бе­ние ар­хи­манд­ри­та Мо­и­сея. Его по­хо­ро­ни­ли в Ка­зан­ском со­бо­ре.

Жизнь на­сто­я­те­ля ар­хи­манд­ри­та Мо­и­сея бы­ла еже­днев­ным по­дви­гом, это бы­ло оче­вид­но уже для его совре­мен­ни­ков, как ни ста­рал­ся он скры­вать свои доб­ро­де­те­ли. В жиз­не­опи­са­нии, со­став­лен­ном по­сле кон­чи­ны стар­ца бра­ти­ей, го­во­рит­ся: «Всю жизнь от­ца ар­хи­манд­ри­та мож­но вы­ра­зить та­ки­ми сло­ва­ми: он жил со­кро­вен­но в Бо­ге. Как ни вы­со­ко это сло­во, для него оно бы­ло и де­лом. Во всем – в по­пе­че­ни­ях об устрой­стве и со­дер­жа­нии оби­те­ли, в управ­ле­нии брат­ством и нрав­ствен­ной его под­держ­ке, во всех сво­их бла­го­на­ме­рен­ных пред­при­я­ти­ях, во всем воз­ла­гал­ся он на Гос­по­да с пол­ною ве­рою и упо­ва­ни­ем, все слу­чав­ше­е­ся с ним при­ни­мал как от Гос­по­да: скорб­ное – как по­слан­ное для поль­зы ду­шев­ной, уте­ши­тель­ное – как знак Оте­че­ско­го ми­ло­сти­во­го про­мыш­ле­ния. „От Него, Со­зда­те­ля, – го­во­рил он, – бы­тие на­ше, Им жи­вем и дви­жем­ся, и от Него вся­кое бла­го и вся­кий дар"». Эти сло­ва стар­ца – его жи­вой за­вет и всем нам.

Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила 16/29 июня 1862 года, на 81-м году его земной жизни.

Но не оставил преподобный обители и по смерти своей явил чудеса. Случилась в монастыре беда: девица Надежда, черпая горячую воду из котла для стирки белья, поскользнулась и упала в котел, сильно вся обварилась, но два дня еще была жива и в памяти и, напутствованная всеми Таинствами, тихо скончалась. Перед погребением Надежды одна скотница в тонком сне видит преподобного Моисея в мантии, с посохом, идущего в церковь, куда была вынесена новопреставленная. Принявши благословение у настоятеля, скотница спросила: «Куда вы, батюшка, так спешите?» А он отвечает: «Иду Надежду проводить».

Были явлены и его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преподобного Антония схимонах Нестор и игумен Марк разломали склеп и обнаружили гроб преподобного отца нашего Моисея совершенно как новый, несмотря на сырость грунта. Приоткрыв гроб, они увидели, что тело его осталось нетленным…

Святой Моисей Оптинский скончался в 1862 году. Прожил он немало: 80 лет. Перед этим старец долго болел и принял множество паломников, благословляя каждого образком. Отец Моисей умер 16 (29) июня 1862 года, в день тезоименитства святителя Тихона Задонского. Мощи святого были явлены миру в момент захоронения брата подвижника, преподобного Антония. Гроб старца оказался будто новый, а тело - нетленным. К лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни отца Моисея Оптинского причислили в 1996 году. Общецерковное почитание преподобного началось с августа 2000 года. Сегодня мощи старца покоятся в Казанском храме, подле мощей брата его Антония.

Преподобный Моисей Оптинский

Тропарь, глас 8:

,,В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие Моисее, дух твой."

Кондак, глас 2:

,,Чистотою душевною божественно вооружився, / и непрестанные молитвы, яко копие, вручив крепко, / пробол еси бесовская ополчения, / Моисее, отче наш, / моли непрестанно о всех нас."

Величание:

,,Ублажаем тя, / преподобне отче Моисее, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов."

Молитва:

,,О священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Моисее, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя; поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый, аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь."


Источник: 29 июня: Житие и смерть Моисея Оптинского.
Автор:
Теги: Духовное иконы Молитвы праздники июнь смерть 1812 август ангел

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства