Дата в 2021 году | 29 июля 2021 года, Четверг |
Церковное название: | Почитание памяти священномученика Афиногена епископа Пидахфойского, его десяти учеников |
Значение: | Почтить молитвой память великомученика Афиногена и его учеников |
Другие названия: | Финоген, День Афиногена, Афиногенов день, день Финогея, Зажинки, Волотки на бородки |
Традиции: | Начало жатвы, запрет на лесные прогулки |
Финогеев день один из народных летних праздников, который православные христиане отмечают 29 июля ежегодно. Принято вспоминать о мученической смерти епископа Афиногена и его десяти учеников, которые пострадали от Великого гонения христиан. В старину этот день предвещал начало жатвы, сбора урожая. Множество примет, описанных нашими предками, и сегодня подтверждают свою правильность и точность.
История праздника:
В начале IV века римский император Диоклетиан предал гонениям всех христиан, обратившихся к вере Божьей. В городе Севастия (современный Сивас) игемон Филомарх устроил пышные празднества, с подношениями для идолов, чтобы проверить население на убежденность и принадлежность веры. Однако собравшиеся жители отказались поклоняться языческим богам, заявив, что они христиане, признающие одного Бога – Иисуса. Тогда Филомарх приказал солдатам избить собравшихся, а приближенный к военачальнику командир рассказал, что в селе Пидахфойя в монастыре проживает епископ Афиноген. Именно он стал проповедовать христианскую религию, чем склонил большинство жителей города отказаться от идолопоклонничества. Военный отряд направился в монастырь, но не нашел самого Афиногена, захватил десять его учеников-монахов.
Узнав от очевидцев, что произошло в городе и монастыре, Афиноген лично пришел к Филомарху с требованием отпустить его учеников. Но жестокий начальник бросил епископа в темницу к ученикам. Монахи отказались принести дары идолам и отречься от своей веры. Пытки, жестокие избиения учеников на глазах Афиногена не дали результата. После всех десятерых обезглавили. Сам Афиноген так же избрал путь утверждения веры и просил лишь об одном – казнить его в стенах монастыря. Игемон Севастии выполнил его просьбу и около 311 года Афиногену усекли голову.
Жители города похоронили святого и его учеников в стенах монастыря. Позже для ежегодного почитания все христиане Севастии и ближних городов приходили к месту захоронения, чтобы помолиться, выразить свою убежденность, последовательность веры, которую проповедовал им Афиноген. Поверья гласят, что перед своей смертью святой Афиноген услышал глас Божий, который звал его к себе для встречи с учениками на небесах.
Традиции и обряды:
На Финогеев день приходится начало жатвы, поэтому традиции, обычаи связаны с земледелием, сбором урожая, заготовкой припасов. Так в семьях старшая женщина должна была срезать первый сноп – именинный. Его приносили домой и ставили в «красный» угол у икон. Считалось, что зерна из именинного снопа обладают целительной силой, поэтому их использовали при болезнях как лечение. Пустые колоски отдавали скоту, чтобы была здоровой. Часть зерен из первого снопа обязательно оставляли как семена на посев будущего года.
Саму ниву жали не полностью – всегда в конце оставляли отдельные колоски на корню, которые называли «Финогеева волотка». Из этих колосков плели так называемую «бороду Илье», ведь через три дня начинался Ильин день. После плетений никто не должен был касаться волотки, так как она предназначалась славянскому божеству.
К концу июля поспевали все съедобные грибы, которые были неотъемлемой частью стола, зимних заготовок, кулинарных блюд. После 29 июля начинался их активный сбор, заготовка, а грибные блюда на столах были частыми деликатесами. Однако на Финогена в лес нельзя было заходить ни под каким предлогом. Считалось, что там гуляет нечистая сила, которая может навлечь беду, затащить в лес, пустить болезни. Если необходимость заставляла пройти через лес, то следовало двигаться молча, конному спешиться, а детей взять за руку.
Рыбалка на Зажинки так же была под запретом из-за нечистой силы – она могла утащить под воду. Двор и полы в избах не мели, чтобы не пылить, не звать бесов к жилищу. А вот посещение церкви было обязательным. Молиться особо тяжким грешникам надлежало усердно, иначе велика вероятность стать одержимым.
Целебная сила первого снопа:
В старину 29 июля называлось Афиногенов день.
В этот день старшая в семье женщина сжинает первый сноп, который называется именинник. Сноп этот никогда не оставляют в поле, потому что по приметам зерна первого снопа обладают целебной силой для скота и птиц и для человека.
Раньше, если первый сноп не приносили домой, то в случае болезни домочадца шли к соседям и за деньги просили продать хотя бы 2–3 зернышка из именинного снопа.
Зерна эти больной глотал, запивая их святой водой, говоря при этом:
,,Яровое жито, не считай, сколько мной прожито,
Годков моих не считай,
А пожить мне побольше дай.
Ключ, замок, язык.
Аминь."
Если же заболевала скотина или домашняя птица, зерна из первого снопа давали с заговорным словом.
Заговор читали так:
,,Первый снопок, Божий дарок,
Покорми мою скотинушку,
Христианскую животинушку,
Чтобы она не болела
И от твоего зерна раздобрела.
Спаси, Господи, мою милую скотинку,
Христианскую животинку.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь."
В этот день наши предки замечали повторяющиеся ежегодные явления и складывали приметы, поговорки.
- Туман густ – для грибов, короб не будет пуст;
- Коршуны высоко поднимаются – жара приближается;
- Первый колосок Финогею, последний Илье на бороду;
- Лето кончается – птица замолкает;
- Ботва поникла и пожухла – жди дождя;
- Прошел Финогей, забрал светлых дней (ночи становились длиннее, дни сокращались);
- Дождь капает, а сено преет;
- Тот, кто найдет траву-спорынью проживет год в достатке и сытости;
- Небо ясное безоблачное – следующим утром дожди пойдут;
- Мыши полевые посевы грызут – жди долгой и суровой зимы.
Комментарии (0)