27 сентября св. Церковь празднует Воздвижение честного животворящего Креста Господня.
Воздвижение Честного и Животворящего креста Господня - один из великих христианских праздников. Этот очень древний праздник и обычай, по-особому отмечать субботу и воскресенье перед Воздвижением, связаны с двумя большими событиями в истории христианской Церкви.
Во времена гонений на Церковь римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадая за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117—138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Во время борьбы римского императора Константина со своим соправителем Максенцием перед решающей битвой на Фламиниевой дороге (311 год), когда силы Максенция превосходили численностью армию императора, Константин увидел на солнце лучезарный крест с надписью: "Сим побеждай!" Увидело этот крест и его войско.
Ночью во сне императору явился Иисус Христос и повелел изготовить воинское знамя с крестом по образцу виденного на небе. Константин так и сделал. Одержав победу над Максенцием, император приказал вложить в руку своей статуи, воздвигнутой на главной площади Рима, это знамя и окружил его великим почитанием. Константин принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову государственной религией Римской империи. Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. Святой равноапостольный Константин Великий (306—337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.
Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости.
Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.
Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.
Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенений ее Святым Крестом, сразу исцелилась (* Никифор Каллист, кн. VIII, гл. 29). Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.
Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по ст. стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Тогда же и возникло чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это было историческое, но вместе с тем и глубоко символическое соединение креста, страдания, уничижения — и воскресения, торжества и победы.
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В VII веке, в 614 году, с Византией, христианским государством, в обладании которого находился Иерусалим, воевал персидский царь Хозрой – язычник, огнепоклонник и враг христиан. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско. Царь завоевал Ближний Восток, Сирию, Палестину, Египет, Малую Азию и Иерусалим. Он пленил христианское население Иерусалима и выселил его во главе с патриархом в глубину Персии, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Для христиан это было большое горе.
В 628 году византийский император Ираклий после многочисленных походов и многих лет борьбы победил персидского царя и разгромил персидскую державу. Крест пробыл в Персии 14 лет, но лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
После этого события, с VII века до настоящего времени Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня именно в этот день – 27 сентября по новому стилю. А так как освящение храма во имя Воскресения Господня при Константине в 336 году и собор, который установил праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, были совершены в субботу, накануне воскресенья, то было решено отмечать перед этим праздничным днем особый праздник — субботу и неделю перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня.
Части святого древа сейчас находятся в различных соборах, в том числе и в Московском Успенском соборе. Празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Церковью продолжается девять дней: с вечера 13 сентября и до 21 сентября (по старому стилю) или с вечера 27 сентября и до 5 октября (по новому). Пост соблюдается в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября). В день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня разрешается употреблять пищу с растительным маслом (молочное, яйца и рыбу есть нельзя). В этот день осуществлялся очень древний крестовый обряд. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах. К празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня приурочены Третьи Осенины.
Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню.
Молитва первая:
,,Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь."
Молитва вторая:
,,Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь."
Молитва третья:
,,Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чуцотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие, мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь."
Молитва четвертая:
,,Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь."
Тропарь Воздвижения Креста Господня:
,,Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство."
Перевод:
,,Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой."
Кондак Воздвижения Креста Господня:
,,Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу."
Перевод:
,,Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу."
Величание Воздвижения Креста Господня:
,,Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия."
Народные обычаи и приметы на Воздвижение:
Праздник Воздвижения Креста Господня — последний день бабьего лета. После 27 сентября осень вступает в свои неотъемлемые права.
На Руси на Воздвижение православные люди воздвигали в честь праздника небольшие церкви – часовенки. Это считалось особенно угодным Богу.
Также 27 сентября в дереынях и селах ставили придорожные кресты обетные в благодарность за избавление от зла, напасти, морового поветрия, лихого попущения.
Каждый год на Воздвиженье совершают крестные ходы, что, по преданиям, ограждет людей на целый год от всех бед и напастей. В этот день верующие люди с иконами обходят поля, молясь о будущем урожае. Также на праздник Воздвиженья Креста Господня молятся в этот день и о заболевших людях, чтобы Господь избавил их от всех болезней. В народе говорят: «С верою помолиться праведному человеку на Воздвиженьев день, так Животворящий Крест и со смертного ложа подымет!».
По народным преданиям в праздник Воздвиженья происходит битва между темными и светлыми силами. И в начале битвы берет верх лукавый. Мать сыра земля дрожит-колышется, сотрясается.
Но вот воздвигается из недр ее Святой Крест Господень; весь мир сияет, как солнце, от его лучей. И тает, как воск от огня, все злое, плохое, нечистое перед этим лучезарным Крестом. Побеждает все праведное, все чистое... «И так до скончания века веков», – гласит заключительное слово предания, которое говорит о непоколебимой вере народа в торжество правды.
Праздник Воздвижения в народе называется капустницами. «Смекай, баба, про капусту: Вздвиженье пришло!» – говорили на Руси: «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что со Вздвиженья!», «У доброго мужика на Воздвиженье и пироги с капустой!», «И плохая баба о Вздвиженьи – капустница!», «На Вздвиженье – чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!» и т.д.
Капуста всегда пользовалась большим почетом в простонародном обиходе, о чем свидетельствуют такие поговорки: «Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты щи не живут!», «Хлеб да капуста лихого не попустят!», «Капуста не пуста, сама летит в уста!», «Капуста –лучше пуста!..» О незапасливых хозяевах замечают: «Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят!», «Помяни репу, чтобы дали капусты!», «Поезжай в Крым по капусту!». «Ни шит, ни кроен, а весь в руб-цах!», «Без счету одежек – все без застежек!», «Маленький попок, сорок ризок оболок!», «Шароватый, кудреватый, на макушке плешь, на здоровье съешь!» – ведут свою иносказательную речь загадки о капусте.
С Воздвижения начинаются веселые молодежные праздники, которые известны как капустники. В старину в этот день красны девушки, принарядившись в цветно-праздничное платьице, ходили из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями; гостьям подносилось пиво, ставились сладкие меда, подавались разнообразные угощенья.
Парни, будущие женихи, высматривали себе в это время невест. Вечером, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся на Покров (14 октября). «Капустенские вечерки» продолжались аж до самого Покрова. Их ожидала молодежь как веселого праздника вроде Масленицы.
Воздвиженские капустники – это девичий праздник.
Вечером же сходились на капустную беседу-пирушку холостые деревенские парни – себе невест приглядывать. Все заневестившиеся девушки принаряжались на эту беседу в лучшие наряды, чтобы не ударить в грязь своею красою девичьей: у каждой из них был среди ожидаемых гостей свой приглянувшийся заранее парень.
Существует поверье, что если, собираясь на Воздвиженский капустник, девушка прочитает семь раз любовный заговор, то приглянувшемуся ей молодцу приглянется и ее красота.
А вот слова этого заговора, который читается на Воздвиженье:
«Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, девице красной (имя), чтобы этой любови не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко моё слово, как железо!»
Воздвижение, не смотря на то, что это двунадесятый праздник, день строгого поста. «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-середа, постная еда!» – говорят в народе. «Кто не постит Воздвиженью – Кресту Христову, – на того семь грехов воздвигнутся!» – замечают о строгости этого однодневного поста благочестивые блюстители церковных уставов.
Немало существует поговорок в народе, связанных с праздником Воздвиженья. Говорили: «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!» напоминая о том, что заканчивается сбор урожая. «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!», «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!», «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!» - эти народные поговорки говорят о том, что теплых дней уже на будет и не за горами приход зимы.
В этот день не начинают никакого важного дела, так как все начатое будет или неудачно, или бесполезно. В этот день леший собирает всех зверей на смотр, поэтому в лес ходить нельзя.
В этот день у православных — строгий пост.
Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты.
Что нельзя делать:
Воздвижение Креста Господня является одним из крупнейших церковных больших праздников. Несомненно, это стало причиной, по которой с 27 сентября в календаре примет связано множество суеверий, которые полезно знать и современному человеку.
Даже если вы не слишком серьезно относитесь к подобным вещам, стоит попробовать следовать этим предостережениям, ведь не зря же они существует уже не одну тысячу лет.
На Воздвижение Креста Господня держи двери на замке.
Хотя в былые времена было не принято запирать двери, этот день был исключением. Считалось, что 27 сентября, все змеи начинают искать место и могут заползти в открытую дверь, чтобы устроить в доме лежбище.
В этот день в лес не ходи — пропадешь.
Эта примета связана с суевериями о лешем. Древние христиане верили, что именно в этот день он пересчитывает в своих владениях всех животных. А если человек попадет под его счет, то для людей он пропадет навсегда и уже не сможет вернуться из леса никогда. По этой причине, в народе не было принято ходить в лес в этот день, ни по грибы, ни по ягоды.
Начал новое дело на Воздвижение Креста Господня — все пойдет прахом.
27 сентября ни в коем случае нельзя начинать ничего нового. Все дела, начатые в этот день, могут с большой долей вероятности закончится неудачей. Даже хорошо продуманные проекты, которые начнут воплощаться в жизнь в этот день, обречены на провал.
В этот день дом от нечисти избавляй.
На Воздвижение будет не лишним навести порядок в доме. Любая уборка, которая будет сделана в этот день, поможет вам избавиться от порчи или любого негативного воздействия.
На Воздвижение Креста Господня сюртук с шубой сошлись.
В народе считается, что именно с этого дня начинается настоящая зима. Это связано с тем, что погода 27 сентября может быть крайне изменчива, поэтому, отправляясь на работу, лучше прихватить из дома теплую куртку на случай резкого похолодания.
Приметы погоды на Воздвижение:
• Высоко летят гуси в Воздвиженье - к высокому половодью, низко - к малому.
• Журавли летят высоко, не торопясь, курлыкают — к теплой осени.
• Если в этот день северный ветер, то лето будет теплое.
• Западный ветер дует несколько дней подряд — к плохой погоде.
• Красноватый круг около луны на восходе, скоро пропадающий, — к ясной и сухой погоде.
Давайте праздновать святыню!
Ведь в час Животворящий Крест!
Стал для народа Берегиней!
И спас от всех страданий перст!
Все помнят тот светлый миг!
Когда царица погребенье отыскала!
И это был тот светлый блик!
Минута радости восстала!
И жизнь дарит поныне крест!
Это дыханье Бога!
И много самых ценных мест!
Где нестрашна тревога!
Комментарии (0)