Христианские святые все без исключения становились настоящими помощниками обычным верующим как при своей земной жизни, так и уже после смерти. Они исцеляли тяжкие физические болезни и душевные недуги, предрекали народу грядущие испытания, обладая даром прозорливости и т.д.
Однако немногие из угодников Божьих существовали в непринужденной атмосфере добра и любви к ним социума. Огромное количество святых подвергалось в свое время настоящим гонениям, зафиксированным на страницах истории. Таковой была судьба и мучеников Фотия и Аникиты, а также их единомышленников.
Праздник, посвященный этим святым, Церковь постановила отмечать 25 августа.
Подвиг и страдания святого Аникиты.
В период с 284 по 305 гг. н.э. Римской империей управлял царь Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Эпоха его властвования была отмечена особой жестокостью по отношению к христианам. Нечестивый император являлся язычником и желал, чтобы все его подданные поклонялись, как и он, бездушным истуканам. С этой целью Диоклетиан организовал открытое гонение на приверженцев веры во Христа. По его приказу в центре города были выставлены на всеобщее обозрение пыточные орудия и дикие звери – таким образом царь хотел вызвать страх в христианах.
Одновременно с этим он разослал во все концы своих владений указы с повелением гнать верующих в Бога единого, мучить их и предавать смерти.
В то время в Никомидии проживал благородный и весьма богатый военный сановник по имени Аникита. Он истинно верил в Христа. Узнав о намерениях и замыслах императора, Аникита смело явился к царю и рассказал тому все об Иисусе, что знал сам, а также изрек множество порицаний в адрес языческих божков. В конце речи сановник добавил, что никакие муки не устрашат последователей Мессии и ничто не способно сломить их веры.
Услышав сие, император страшно разгневался. Он приказал палачам отрезать язык Аниките, однако это никак не повлияло на способность сановника говорить: тот продолжал свою боговдохновенную проповедь. Тогда Диоклетиан повелел бить христианина воловьими жилами до тех пор, пока у того не обнажатся кости. Святой же Аникита мужественно терпел нечеловеческие страдания и неустанно проповедовал народу, смотревшему на мучения угодника Божия, о Христе. Царь, находясь вне себя от ярости распорядился, чтобы сановника бросили на съедение диким зверям. На Аникиту буквально натравили громадного льва, но животное, приблизившись к святому, сделаюсь кротким, будто ягненок. Оно ласкалось к мученику и даже отерло пот со лба святого своей лапой. Аникита же возблагодарил Господа за оказанную ему милость. Он произнес следующее: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты избавил меня от зубов этого зверя! Молю Тебя, Владыко, и в предлежащем мне подвиге простри Свою десницу в помощь рабу Твоему, чтобы я мог победить ярость мучителя и удостоиться от Тебя мученического венца».
По окончании сей молитвы началось страшное землетрясение. В результате святилище Геркулеса и идол, стоящий в нем, а также часть городской стены с грохотом обвалились. Жертвами несчастья стали многие язычники. После произошедшего Диоклетиан понял, что это случилось «по вине» Аникиты, и повелел отсечь святому голову. Однако воин, приступивший к выполнению приказа, вдруг ощутил странную, необъяснимую слабость в руках своих. Не только меч, но и сам палач упал на землю совершенно обездвиженный. Тогда по приказу императора Аникиту привязали к колесу, последнее поместили между острых прутьев из металла, а внизу зажгли огонь. Диоклетиан желал, чтобы сановник погиб от данной пытки. А святой Аникита снова со всей пылкостью сердца обратился к Богу. Он молился так: «Господи Иисусе Христе, ради предстоящих освободи меня от мучений, чтобы смотрящие на меня, видя твою скорую помощь, могли мужественно стать против мучителя и принять от Тебя мученический венец». Нетрудно догадаться, что после этих слов веревки, коими был привязан святой к пыточному орудию, развязались, само колесо остановилось, огонь погас.
Диоклетиан же не унимался: он задался целью убить Аникиту во чтобы то ни стало. Император повелел наполнить огромный котел расплавленным оловом и бросить туда мученика. Так и сделали. Но тут рядом с Аникитой возник Ангел Господень и, как только угодник Божий коснулся олова, расплавленный металл застыл наподобие льда.
Мучения святого Фотия.
В толпе, присутствующей на безуспешной казни слуги Господня Аникиты, был и его родственник. Звали этого человека Фотием. Упомянутый субъект, увидев неуязвимость военного сановника, предаваемого жесточайшим мукам, сам уверовал в непоколебимую мощь и силу Христа. Он набрался храбрости, вышел на непосредственное место казни, подошел к страдальцу и с чувством обнял мученика. Потом поцеловал святого, назвал отцом и возблагодарил за собственное спасение. Данный поступок нельзя было расценить иначе, как готовность Фотия претерпеть за Христа муки, подобные тем, что терпел Аникита. Новоиспеченный христианин обратился после к императору с таким словами: «Постыдись, идолопоклонник! Боги твои ничто».
Диоклетиан, пребывая во гневе, приказал одному из своих воинов убить Фотия мечом. Но когда тот приблизился к сроднику Аникиты и поднял обнаженный меч, готовый ударить им христианина, по промыслу Господню острый клинок обрушился на самого палача, от чего последний тотчас умер. Аникиту и его единомышленника после случившегося заковали в цепи и бросили в темницу.
Прошло три дня. Узников привели к императору и тот обратился к несчастным с предложением: «Если послушаетесь меня и принесете жертву богам, то я возвеличу вас и обогащу».
Ответ же ему был таков: «Честь твоя и богатство твое пусть останутся с тобою на твою погибель».
Это послужило толчком к организации новых пыток над святыми. Однако все мучения угодники Божии переносили смиренно и даже с радостью. Их били железными крючьями, опаляли огнем, поливали раны уксусом с солью, сажали в каменную баню без воды и еды. Все тщетно: в каждой ситуации Бог помогал святым, и те в итоге оказывались целыми и невредимыми.
Смерть мучеников Фотия и Аникиты.
Окончательно разозлившись, посрамленный царь приказал своим людям устроить огромную печь, в которой могло бы поместиться множество народу. Таким образом он намеревался сжечь заживо не только Аникиту и Фотия, но всех христиан, каких только сможет обнаружить. Верующие же в единого Бога, прознав о планах Диоклетиана, стали сами приходить к царю с семьями и сообщать с радостью о том, что верят они в Христа и только в него. В итоге в печь вошли сначала Аникита и Фотий, а затем и масса последователей Иисуса. Все они воздевали руки к небу и уже из огня обращались к Богу с благодарностью.
В момент молитвы своей мученики отошли в Царствие Небесное – кроме подвижников Фотия и Аникиты. Они оставались живыми и невредимыми в раскаленной печи целых три часа, а после, совершив завершающую молитву, также почили с миром. Когда люди Диоклетиана извлекли тела мучеников, оказалось, что последние совсем не пострадали от огня – даже волосы не опалило пламя. Благодаря увиденному многие язычники обратились в веру Христову.
Спустя многие годы после прекращения гонений место, где находилась святыня, было открыто епископу Дукитию, который перенес их в построенную в их честь церковь в квартале Воания города Константинополя. Здесь от святых мощей мучеников Фотия и Аникиты произошли многочисленные исцеления.
И сегодня им молятся в болезнях.
В кондаке им отмечается, что Божественные мученики “недуги разрешают”.
И святые Фотий и Аникита помогают страждующим по вере их, как и много лет назад.
Молитва святым мученикам Фотию и Аниките:
,,Святии мученицы Фотие и Аникито! Призрите с небеснаго чертога на требующих вашея помощи и не отвергните прошений наших, но, яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго вашего заступления. Да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молитеся прилежно, святии мученицы, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Тропарь святым мученикам Фотию и Аниките Тропарь, глас 1
,,Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбче, молимся".
ИН Тропарь, глас 4
,,Мученицы Твои, Господи, Фотий и Аникита, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша."
Кондак, глас 8
,,Светильницы светлии явльшеся, Божественнии мученицы, тварь всю светлостию чудес озаряете, недуги разрешающе, и глубокую тьму всегда отгоняюще, Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас."
ИН Кондак, глас 2
,,Божественныя, вернии, и храбрыя ублажим супруги Христовы славныя, и похвалим, яко твердыя проповедники благочестию и суща рачители, Фотия и Аникиту, и песньми и хвалами венчаем."
Традиции и обряды:
На праздник Фоти Поветенного принято убираться в помещениях, где не живут люди: банях, на чердаках, в сараях. В деревнях эти помещения называли поветьями. Именно поэтому праздник так называется. Убираться необходимо было тщательно, чтобы все было на своих местах.
Также на этот праздник принято изгонять из дома нечисть, используя веник из вереска. Им нужно мести пол. Сажали культуры в зиму. Считается, что будет богатый урожай.
Поскольку на Фотю Поветенного начинались первые заморозки, раньше было принято доставать теплые вещи из сундуков и утеплять дома и нежилые помещения, конопатить щели.
В этот день созревает черемуха, поэтому её собирают. Из неё готовят варенье, компоты, пироги. Черемуха давно считалась полезной ягодой: с её помощью улучшали работу желудочно-кишечного тракта, укрепляли сосуды и чистили кровь.
Приметы:
Есть целый ряд примет, которые люди стараются соблюдать. Большинство из них помогают предсказать погоду.
- если девушка, которая хочет в ближайшем будущем выйти замуж сходит в церковь и помолится святому мученику, её желание сбудется;
- если на лугу на восходе есть иней, это означает, что в следующем году очень много культур, посаженных в зиму;
- на праздник принято наблюдать за животными – если кошки моют головы, значит ожидается солнечная и теплая погода;
- если в этот день льют дожди и пасмурно, значит ранней осенью будет тоже плохая погода;
- ясная погода на этот праздник означает, что будет много белых грибов в лесах;
- люди верили, что нельзя сеять хлеб в праздник, потому что мука получится непригодная с насекомыми, от которых нельзя будет избавиться;
- если трубка для курения трещит — значит будет непогода;
- когда на Фотю воздух влажный, ожидаются дожди в ближайшее время;
- если сено отсыревает, а не сохнет, значит следует ждать дождя, который будет сопровождаться грозой;
- обычно в этот праздник начинались заморозки и если это случалось, значит стоило ждать хорошего урожая;
- если туман стелется над лесом — значит будет дождь;
- если петухи роняют перья, стоит ждать долгой осени;
- крот вышел из норы, значит долгое время будет непогода;
- если девушка положит на ночь под подушку кусочек ткани белого цвета, она во сне увидит своего будущего жениха;
- слышится громкое кваканье лягушек, значит будет дождь около недели;
- лес богат грибами – весной стоит ожидать много хлеба;
- лето будет урожайным, если в этот день много желудей на дубах;
- если с утра появилось много росы, стоит ждать ясной и теплой погоды;
- раньше люди верили, что на Фотю домовой любит шалить на поветях: бегать и играть, поэтому хозяева домов брызгали повети святой водой и проходили рядом с ладаном или свечой, но на чердак не ходили, чтобы не тревожить домашнего духа;
- предполагалось, что нужно начинать ранний посев, если листья на деревьях пожелтели снизу.:
Комментарии (0)