22 июня (по старому стилю 9 июня) по народной традиции отмечают Кириллин день.
В народе издавна существует традиция называть значимые в христианстве праздники своими именами. К примеру, Иваном Купалой кличут Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а день памяти пророка Илии не иначе, как Ильиным днем. То же произошло и с религиозной датой, выпадающей на 22 июня. Церковь установила ее в честь святителя Кирилла Александрийского, простые же люди чаще всего именуют таковую кратко: Кириллов день.
В этот день, как и в любой из подобных праздников, можно, согласно народным поверьям, узнать о будущей погоде. Но если вам ближе христианские, а не языческие обычаи, следует, прежде всего, познакомиться поближе с личностью и жизнеописанием виновника торжества.
Детство и начало духовного пути:
Святитель Кирилл родился в Александрии во 2-й половине IV-го столетия н.э. Он происходил из знатной, богатой, но в то же время достаточно благочестивой семьи, члены которой исповедовали христианство. Понятно, что воспитан будущий святой был в духе нестяжания и развития многочисленных добродетелей, то есть в соответствии с религиозными постулатами.
С ранней юности он получил блестящее образование, проявив рвение в изучении разнообразных наук. Кирилл овладел знаниями в области практически всех известных на то время светских наук, преуспел в философии, но более всего душа будущего святого лежала к Священному Писанию.
Выучив последнее почти наизусть, Кирилл еще более стал привержен христианским истинам и старался жить, во всем их соблюдая. Он рос целомудренным и способным мальчиком. Будучи еще совсем юным, отрок поступил в скит святого Макария, где провел 6 лет. После на молодого человека обратил внимание родственник юноши – патриарх Феофил Александрийский. Тот причислил отрока к своему клиру и сделал Кирилла архидиаконом.
Служение:
Прошло время, благодетель юноши скончался. Он занял место Феофила, будучи единогласно избранным на престол патриарха Александрийского в 412 году. Получив соответствующие новому статусу полномочия, Кирилл приступил к очищению города от проповедников еретических лжеучений – новациан. Одним из догматов их «религии» был отказ во включении в церковное общество любого, кто после таинства крещения совершил смертный грех. Новациане считали себя непорочными и в знак подтверждения сего носили белые одежды.
Покончив с указанными выше фанатиками, молодой патриарх взялся за разорение капищ и, главным образом, изгнание из этих бесовских «храмов» нечистых духов. Его единственным оружием была усердная молитва, возносимая Богу. И творец услышал своего слугу: послал тому в видении Ангела, который повелел святителю перенести мощи мучеников врачей-бессребреников Кира и Иоанна в Мануфин, погрязший в язычестве. Кирилл послушался, а после устроил на месте капища церковь.
На этом миссия патриарха Александрийского по борьбе с противниками христианства и всего рода человеческого не закончилась: задумал Кирилл расправиться с иудеями, учинявшими в городе кровопролитные преступления. Сначала он поговорил с начальниками синагог, призвав их повлиять на народ свой и остановить происходящие бесчинства. Однако это все еще более усугубило: иудеи под прикрытием мнимого пожара убили в Александровской церкви христиан, прибежавших тушить несуществующий огонь. Кирилл стал искать справедливости, желая наказать небожителей по совести, но нигде не находил поддержки: ни у Ореста - епарха города, ни у других уполномоченных лиц. Мало того, указанный епарх разозлился настойчивостью святителя и стал чинить ему и родственникам, друзьям патриарха различные пакости. Незавидная участь была и у обычных христиан: иудеи пороли их, забивали до смерти. Одного отрока мятежники вообще распяли на кресте и мучили, пока тот не скончался. Это стало последней каплей для патриарха Кирилла Александрийского – святитель написал императору, рассказав в своем письме обо всех происходящих с легкой руки городского епарха злодеяниях. В итоге, хотя и не скоро, Орест был снят с должности, а начальники синагог казнены.
Противостояние Кирилла и Нестория.
На какое-то время в Александрии воцарились мир и спокойствие. Святитель Кирилл благополучно наставлял свою паству и проповедовал слово Божие. Но однажды вновь грянула беда: в городе объявился еретик по имени Несторий. Его лжеучение основывалось на хуле Иисуса и Матери божьей. Несторий внушал людям, будто Христос был обычным человеком, а Богородицу следует называть поэтому Христородицей. По данной ереси ее изобретатель написал множество сочинений. Эти письмена лжепророк разослал по городам и весям. В среде христиан в итоге возникли раздоры, что не могло не возмутить душу патриарха Кирилла. Святитель пытался сначала увещевать Нестория, уговаривать оставить ересь и обратиться в истинное христианство – никакого эффекта.
Тогда патриарх Кирилл Александрийский написал царю в Константинополь, клиру Константинопольской церкви, папе Римскому Целестину, епископам всех приходов во многих странах. В своих письмах святитель не только просил повлиять на Нестория, но и предостерегал от увлечения ересью лжепророка. Когда и этот шаг не принес ожидаемых результатов, был созван III Вселенский Собор в Эфесе, причем председателем мероприятия стал именно патриарх Кирилл. На Собор съехались 200 епископов, виновник же смуты не явился, как не настаивали на этом участники собрания. Сочинения Нестория были рассмотрены в отсутствии их выдумщика и оценены как еретические, главный постулат «религии» лжепророка отвергнут. Претензии же Кирилла постановили считать обоснованными, а его проповедничество истинно христианским. Еретика предали анафеме и отправили в ссылку в Оасим. Впоследствии смутьян там и скончался.
Кирилл и Иоанн Златоуст.
Можете ли вы себе представить, что святой мог гневаться на такого же избранника Божия? Нет? Напрасно: такая ситуация имела место быть в отношении патриарха Александрийского Кирилла к великому пророку Иоанну Златоусту. Святитель слишком долго находился под влиянием своего дяди Феофила и иных лиц, ненавидевших Иоанна и оклеветавших его. Посему патриарх уподобился своим знакомым – из-за элементарного неведения. Даже после смерти пророка Иоанна святитель долго не мог изменить своего о том мнения. Но, в конце концов, это пришлось сделать благодаря стараниям святого Исидора Пелусиота, а более всего – явлению Кириллу Богородицы в окружении избранников Божьих, среди которых патриарх узрел и Иоанна Златоуста. Когда святитель захотел припасть к ногам Девы Марии, обиженный им пророк преградил ему путь. Но Пречистая произнесла, обращаясь к Иоанну: «Прости его для Меня, ибо он много потрудился для Моей чести – прославил Меня среди людей и наименовал Богородицею».
Это видение вызвало в душе Кирилла Александрийского горькое раскаяние. Святитель и после часто сокрушался о своем грехе против пророка Иоанна.
Святой занимал патриарший престол 32 года. Он оставил нам светлую о себе память, в том числе в виде многочисленных богословских сочинений и толкований Евангелия. Земная жизнь святителя Кирилла окончилась в 444 году.
Церковь Кирилла Александрийского: вехи истории В Киеве находится одна из самых древних сохранившихся церквей, построенных в честь святых Кирилла и Афанасия. Ее строительство началось в начале двенадцатого века на пересечении нескольких дорог. Инициировал строительство храма князь Чернигова Всеволод Ольгович. Он планировал создать здесь свою семейную усыпальницу, в которой бы находили покой многочисленные потомки Ольговичей. Изначально церковь святого Кирилла строилась по византийскому подобию. До наших дней в нескольких местах даже сохранился керамический пол. Толщина стен была не менее двух метров. С течением времени церковь несколько раз перестраивалась, а в начале восемнадцатого века после пожара была воссоздана в стиле украинского барокко. Чуть позже около храма появились монастырские сооружения и колокольня. День святого Кирилла всегда особо почитался монахами церкви, это был красивый праздник, во время которого всегда перечислялись все деяния патриарха. В советские времена церковь была отдана под больницу, часть стен разрушилась, а бесценные фрески просто забелили.
Возрождение Кирилловской церкви.
В тридцатые годы прошлого века бывший монастырский комплекс был признан историческим памятником, и его принялись изучать историки и реставраторы. В середине двадцатого столетия археологи сумели проникнуть в подземелье храма, которое до тех времен оставалось закрытым. Эта находка поразила ученых, ведь они смогли получить доступ к захоронениям, которые оставались долгие тысячелетия нетронутыми. Десять лет археологи проводили работы, но неустойчивость церковных стен заставила их закончить свои изыскания. Все подземелья было приказано законсервировать, фактически их залили бетоном. В настоящее время доступ в эти помещения закрыт не только для ученых, но и для священнослужителей. В конце прошлого века Кирилловский храм перешел в статус действующего и провел первую службу. Шесть лет назад приход реорганизовался в мужской монастырь, вернув себе прежнее состояние и значимость.
Сокровища Кирилловской церкви.
К сожалению, революция и советские времена наложили свой отпечаток на многие древние храмы и церкви. В двенадцатом веке, после своего открытия, церковь была полностью покрыта изнутри фресками лучших киевских мастеров. Со временем роспись стен стала нуждаться в реставрации, и эти работы были проведены уже в семнадцатом веке согласно современным технологиям.
После того как церковь была объявлена историческим памятником, ее принялись активно изучать, и в первую очередь заинтересовались фресками храма. А они могли рассказать много интересного! Реставраторов поразили подлинники двенадцатого века, площадь которых сейчас составляет более восьмисот квадратных метров. В действительности это всего лишь пятая часть былой красоты. Удивительно, но подобным сокровищем не обладает ни одна православная церковь в мире. Это уже ставит данное строение в ряд уникальных памятников славянской культуры.
Еще в девятнадцатом веке в церкви работала группа талантливейших реставраторов, среди которых был еще никому не известный студент Врубель. Он написал для храма несколько икон и фресок.
Загадки церкви святого Кирилла.
Ученые уже давно изучают Кирилловскую церковь, но до сих пор она преподносит множество загадок, разгадать которые пока еще не представляется возможным. К примеру, доступ в замурованные подземелья сейчас не просто закрыт, а утерян. Никто из сегодняшних археологов и реставраторов не может сказать, где именно они находились.
По отрывочным сведениям создается представление, что подземелья имели естественный характер образования. Они напоминали пещеры в скале, причем были настолько широки, что гробы в них могли стоять поперек помещения.
Сегодня ученые владеют технологиями, которые могли бы сделать изучение данных захоронений безопасным для самого здания, но вот тщательно замаскированного входа они так и не нашли. Ни в одном из исторических источников не осталось сведений о том, почему церковь была названа в честь святого Кирилла.
Эта тайна так и остается нераскрытой, ведь на Руси имя Кирилла Александрийского было далеко не самым распространенным. Реставраторы отмечают, что именно в данном храме мастера кисти впервые изобразили картину "Страшного Суда". До этого на церковных фресках данный сюжет не встречался. К тому же роспись на стенах храма была посвящена житию Кирилла и Афанасия Александрийских, данные иллюстрации никогда ранее не встречались в православных храмах Киевской Руси.
Еще одна тайна церкви заключается в ее первоначальном предназначении. Дело в том, что она задумывалась князем не только как сакральное строение, но и в качестве оборонительного сооружения. Удивительно, но крайне толстые стены должны были защищать жителей города от набегов соседей и любого иного вторжения.
Конечно, на Руси всегда с особым трепетом относились к храмам и монастырям, но кроме Кирилловской церкви ни один из них не претендовал на звание крепости.
Святой Кирилл Александрийский сделал очень многое для православия и его укрепления на территории Египта. Он сумел очистить город от скверны и спасти множество христиан от смуты и сомнений. Именно за это он возведен в лик святых и почитается всеми, кто разделяет веру в единого Бога.
В молитве к св. Кириллу Александрийскому христиане обращаются как к помощнику в защите всякой правды и благочестия.
Тропарь святителя Кирилла Александрийского
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Кирилле премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Кирилла Александрийского
глас 6
Бездну нам учений богословия источил еси/ яве от источник Спасовых,/ ереси погружающую,/ блаженне Кирилле,/ и стадо невредимо от треволнений спасающую,/ странам бо всем наставник, преподобне,// яко Божественная являя.
Краткая молитва:
Святителю отче Кирилле, моли Бога о нас!
Традиции и обряды:
В народе считалось, что в Кириллин день солнце особенно жаркое. Крестьяне боялись, чтобы оно не сожгло урожай, поэтому на рассвете выходили на огород или в поле, протягивали руки к небу и просили у небесного светила быть не столь горячим. А потом благодарили его за свет и тепло, которое оно всем дарит.
Затем запечатывали добрую энергию, делая вид, что в руках ключ, которым «закрывают» поле, его клали в карман. Утром нужно тем же «ключом» открыть поле – только так энергия могла подействовать.
К этой дате обычно поспевала земляника, поэтому каждый должен был съесть хотя бы по ягодке, поблагодарив Господа за то, что он подарил им такой полезный и вкусный плод.
Согласно легенде, ранее земляника не приносила плоды, но когда Христос, будучи еще малышом, шел по лесу и поцеловал это растение, то оно стало плодоносить сладкими и ароматными ягодками.
Комаров с 22 июня становится меньше. По
22 июня нельзя ссориться и ругаться – солнце услышит спор, разгорячится и начнет все жечь – могут возникнуть даже пожары в лесах или полях.
В Кириллин день многие изготавливали
Это могли быть расчески, браслеты, ключи или же кольца со
22 июня проводили различные
Ритуал в Кириллин день на привлечение любви:
Нарвать цветы и листья липы, говоря при этом:
«Липоньку собрала, любовь в свою жизнь привлекла. Аминь. Аминь. Аминь».
Собранное принести домой и залить 2 ст. ложки сырья литром кипятка. Пусть настоится 30 минут. Выпивать настой в течение суток по ½ стакана три раза в день. Вечером остаток добавить в емкость с водой для умывания и умыться, а также сбрызнуть волосы. После вытереться новым полотенцем, расчесаться и лечь спать. Этим же полотенцем утираться в течение трех дней.
Обряд 22 июня на исполнение желания:
Нужно на рассвете Кириллиного дня насобирать полевых цветов и сплести из них венок, надеть его на голову и сказать такие слова:
«Цветы в поле росли, силы набирались, пчелками опылялись. Цветочки, со мной силой поделитесь, желания исполнитесь. Слово. Замок. Язык».
Затем представить, как задуманное воплощается в жизнь, только после этого венок можно снять и положить под подушку. Пусть там лежит в течение трех дней. После кинуть его в водоем.
Сильный заговор на деньги в Кириллин день 22 июня:
Вынуть всю мелочь из кошелька и положить ее у входной двери так, чтобы она не была никому заметной, например, под коврик или в щель. Сказать при этом заговорные слова:
«Монетки ногами топчу, еще больше хочу. Липните к моему порогу, вас не будет много. Умножайтесь с каждым днем, станет уютным для вас мой дом».
Потоптаться на месте, монетки оставить – пусть там лежат в течение семи дней. После вынуть и использовать по назначению.
Заговор 22 июня на перемены в жизни: Нужно перед сном в Кириллин день перевернуть мебель вверх дном – стулья, табуретки, столы, кресла, одним словом, то, что возможно. Глядя на нее, сказать заговор:
«Все вверх дном, начнется новая жизнь с новым днем».
Лечь в постель. Утром все вернуть в прежнее положение.
Проверенный обряд в Кириллин день, чтобы замуж выйти:
Заранее сшить наволочку, куда нужно будет вложить 12 трав или цветов, собранных на рассвете 22 июня, приговаривая при этом заговор:
«Двенадцать травок луговых и цветочков полевых, заберите меня в сонное царство. Усну девкой, а проснусь невестой».
Зашить и лечь на заговоренную подушку спать. Утром вынуть травы и спалить их на костре. В наволочку засунуть свою подушку и спать на ней 5 дней. Потом постирать и использовать по прямому назначению.
Что нельзя делать, народные приметы:
Нельзя ссориться, ругаться, выяснять отношения. На такое поведение человека Солнце может обидеться, лишит урожая или удачи в доме, своей защиты. Больше того, плохие пожелания, которые были высказаны в пылу ссоры, могут воплотиться в жизнь, и никто не будет этому рад.
Нельзя убивать комаров после обеда. По старинным представлениям, если это сделать, то комариное войско только увеличит своё количество, от кровососущих насекомых совсем спаса не будет.
Детям, которые не достигли годовалого возраста, нельзя показывать их отражение. В это время они могут увидеть нечисть в зеркале, после чего будут плохо спать и много плакать.
Нельзя произносить вслух свои планы на будущее, желания, мысли, задумки. В противном случае они могут так никогда и не осуществиться.
Возле домов нельзя разжигать костры, в том числе делать шашлыки на углях. В такой день на огонёк могут прийти недобрые духи, которые начнут шалить, могут разнести огонь или искры, привести к пожару.
Нельзя обижать лошадей, уток и петухов. В старину такие животные считались символами или помощниками Солнца, у которого в это время проходит праздник — самые длинные дни. Так, например, в старинных поверьях Солнце днём по небосклону перевозит тройка лошадей, а ночью — по подземной реке его тянут уточки, петухи же предвещают восход солнца, объявляют о пришествии света на землю. Потому эти животные считались оберегающими от нечистой силы: на крышах домов ставили коньки и петушки, в качестве амулетов и оберегов изготавливались конские головки или изображения уточек.
Нельзя сквернословить, чертыхаться, употреблять бранные слова. Можно привлечь к себе внимание нечистой силы, оказаться в длительной «чёрной полосе» жизни.
Стоит отказаться от чёрных и тёмных вещей. Если полностью отказаться от них нельзя, нужно разнообразить их белыми, светлыми, яркими вещами. В особом почёте сегодня белый, жёлтый, оранжевый, золотой цвета.
Травники прекрасно знают, что это время является благоприятным для сбора трав, так как наблюдаются самые продолжительные дни и короткие ночи. Солнце заряжает траву особыми силами. Однако с этим связаны особые запреты и ритуалы, чтобы растения не потеряли свою силу, природа не навредила человеку.
Нельзя собирать траву, если есть кровоточащий порез. Нельзя никому говорить, что целью похода или прогулки является сбор трав. В пути желательно ни с кем не разговаривать. Траву не собирают в грязной одежде, чтобы природа не обиделась на человека.
Старую траву, которая хранится уже долго и пришла в негодность, нельзя выбрасывать просто так. Иначе травника удача покинет, растения в его руках будут свои силы терять. Для этого старые травы помещали в мешочек и закапывали под молодым деревом.
Приметы:
Главное верование народа заключалось в том, что Кириллов день – настоящее начало лета. 22 июня (9 июля – по старому стилю) весну окончательно сменяет лето, начинается сбор ягод земляники и черники. Люди искренне верили, что, если не задобрить солнце в этот день, оно просто сожжет урожай. Поэтому многие проводили специальные обряды, но при этом нельзя было заниматься работами по высадке растений или их пересадке.
- Вороны раскричались — будет дождь.
- На небе появились грозные тучи, но пчёлы не прячутся в ульи — осадков не будет.
- Много муравьёв рядом с муравейником — к хорошей погоде.
- Трясогузки дерутся — к дождю.
- Дождь — к плохому урожаю.
- Много росы утром — урожай порадует изобилием.
- Увидеть целующихся птиц — в скором времени вторая половинка встретится.
- После выхода из дома первой встретить женщину — к неудаче, мужчину — к успеху.
- Много ягод уродилось — зима будет долгая и холодная.
- Гром с самого утра — непогода затянется надолго.
- Ночью много звёзд — хороший урожай грибов осенью.
- Сон, приснившийся в ночь на 22 июня, является пустым, то есть ничего не значит, но может отражать происходящее в вашей жизни, расскажет о ваших искренних переживаниях.
- Рождённые в этот день любят приключения, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Их жизнь зачастую наполнена яркими событиями, любовными драмами, авантюрами. Имеют далекоидущие планы, хотят добиться фантастических результатов. Одновременно открытые и имеющие много секретов, отчего кажутся таинственными, не такими как все.
Комментарии (0)