В народе издавна существует традиция называть значимые в христианстве праздники своими именами. К примеру, Иваном Купалой кличут Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а день памяти пророка Илии не иначе, как Ильиным днем. То же произошло и с религиозной датой, выпадающей на 22 июня. Церковь установила ее в честь святителя Кирилла Александрийского, простые же люди чаще всего именуют таковую кратко: Кириллов день.
В этот день, как и в любой из подобных праздников, можно, согласно народным поверьям, узнать о будущей погоде. Но если вам ближе христианские, а не языческие обычаи, следует, прежде всего, познакомиться поближе с личностью и жизнеописанием виновника торжества.
Детство и начало духовного пути:
Святитель Кирилл родился в Александрии во 2-й половине IV-го столетия н.э. Он происходил из знатной, богатой, но в то же время достаточно благочестивой семьи, члены которой исповедовали христианство. Понятно, что воспитан будущий святой был в духе нестяжания и развития многочисленных добродетелей, то есть в соответствии с религиозными постулатами.
С ранней юности он получил блестящее образование, проявив рвение в изучении разнообразных наук. Кирилл овладел знаниями в области практически всех известных на то время светских наук, преуспел в философии, но более всего душа будущего святого лежала к Священному Писанию. Выучив последнее почти наизусть, Кирилл еще более стал привержен христианским истинам и старался жить, во всем их соблюдая. Он рос целомудренным и способным мальчиком. Будучи еще совсем юным, отрок поступил в скит святого Макария, где провел 6 лет. После на молодого человека обратил внимание родственник юноши – патриарх Феофил Александрийский. Тот причислил отрока к своему клиру и сделал Кирилла архидиаконом.
Служение:
Прошло время, благодетель юноши скончался. Он занял место Феофила, будучи единогласно избранным на престол патриарха Александрийского в 412 году. Получив соответствующие новому статусу полномочия, Кирилл приступил к очищению города от проповедников еретических лжеучений – новациан. Одним из догматов их «религии» был отказ во включении в церковное общество любого, кто после таинства крещения совершил смертный грех. Новациане считали себя непорочными и в знак подтверждения сего носили белые одежды.
Покончив с указанными выше фанатиками, молодой патриарх взялся за разорение капищ и, главным образом, изгнание из этих бесовских «храмов» нечистых духов. Его единственным оружием была усердная молитва, возносимая Богу. И творец услышал своего слугу: послал тому в видении Ангела, который повелел святителю перенести мощи мучеников врачей-бессребреников Кира и Иоанна в Мануфин, погрязший в язычестве. Кирилл послушался, а после устроил на месте капища церковь.
На этом миссия патриарха Александрийского по борьбе с противниками христианства и всего рода человеческого не закончилась: задумал Кирилл расправиться с иудеями, учинявшими в городе кровопролитные преступления. Сначала он поговорил с начальниками синагог, призвав их повлиять на народ свой и остановить происходящие бесчинства. Однако это все еще более усугубило: иудеи под прикрытием мнимого пожара убили в Александровской церкви христиан, прибежавших тушить несуществующий огонь. Кирилл стал искать справедливости, желая наказать небожителей по совести, но нигде не находил поддержки: ни у Ореста - епарха города, ни у других уполномоченных лиц. Мало того, указанный епарх разозлился настойчивостью святителя и стал чинить ему и родственникам, друзьям патриарха различные пакости. Незавидная участь была и у обычных христиан: иудеи пороли их, забивали до смерти. Одного отрока мятежники вообще распяли на кресте и мучили, пока тот не скончался. Это стало последней каплей для патриарха Кирилла Александрийского – святитель написал императору, рассказав в своем письме обо всех происходящих с легкой руки городского епарха злодеяниях. В итоге, хотя и не скоро, Орест был снят с должности, а начальники синагог казнены.
Противостояние Кирилла и Нестория.
На какое-то время в Александрии воцарились мир и спокойствие. Святитель Кирилл благополучно наставлял свою паству и проповедовал слово Божие. Но однажды вновь грянула беда: в городе объявился еретик по имени Несторий. Его лжеучение основывалось на хуле Иисуса и Матери божьей. Несторий внушал людям, будто Христос был обычным человеком, а Богородицу следует называть поэтому Христородицей. По данной ереси ее изобретатель написал множество сочинений. Эти письмена лжепророк разослал по городам и весям. В среде христиан в итоге возникли раздоры, что не могло не возмутить душу патриарха Кирилла. Святитель пытался сначала увещевать Нестория, уговаривать оставить ересь и обратиться в истинное христианство – никакого эффекта.
Тогда патриарх Кирилл Александрийский написал царю в Константинополь, клиру Константинопольской церкви, папе Римскому Целестину, епископам всех приходов во многих странах. В своих письмах святитель не только просил повлиять на Нестория, но и предостерегал от увлечения ересью лжепророка. Когда и этот шаг не принес ожидаемых результатов, был созван III Вселенский Собор в Эфесе, причем председателем мероприятия стал именно патриарх Кирилл. На Собор съехались 200 епископов, виновник же смуты не явился, как не настаивали на этом участники собрания. Сочинения Нестория были рассмотрены в отсутствии их выдумщика и оценены как еретические, главный постулат «религии» лжепророка отвергнут. Претензии же Кирилла постановили считать обоснованными, а его проповедничество истинно христианским. Еретика предали анафеме и отправили в ссылку в Оасим. Впоследствии смутьян там и скончался.
Кирилл и Иоанн Златоуст.
Можете ли вы себе представить, что святой мог гневаться на такого же избранника Божия? Нет? Напрасно: такая ситуация имела место быть в отношении патриарха Александрийского Кирилла к великому пророку Иоанну Златоусту. Святитель слишком долго находился под влиянием своего дяди Феофила и иных лиц, ненавидевших Иоанна и оклеветавших его. Посему патриарх уподобился своим знакомым – из-за элементарного неведения. Даже после смерти пророка Иоанна святитель долго не мог изменить своего о том мнения. Но, в конце концов, это пришлось сделать благодаря стараниям святого Исидора Пелусиота, а более всего – явлению Кириллу Богородицы в окружении избранников Божьих, среди которых патриарх узрел и Иоанна Златоуста. Когда святитель захотел припасть к ногам Девы Марии, обиженный им пророк преградил ему путь. Но Пречистая произнесла, обращаясь к Иоанну: «Прости его для Меня, ибо он много потрудился для Моей чести – прославил Меня среди людей и наименовал Богородицею».
Это видение вызвало в душе Кирилла Александрийского горькое раскаяние. Святитель и после часто сокрушался о своем грехе против пророка Иоанна.
Святой занимал патриарший престол 32 года. Он оставил нам светлую о себе память, в том числе в виде многочисленных богословских сочинений и толкований Евангелия. Земная жизнь святителя Кирилла окончилась в 444 году.
Церковь Кирилла Александрийского: вехи истории В Киеве находится одна из самых древних сохранившихся церквей, построенных в честь святых Кирилла и Афанасия. Ее строительство началось в начале двенадцатого века на пересечении нескольких дорог. Инициировал строительство храма князь Чернигова Всеволод Ольгович. Он планировал создать здесь свою семейную усыпальницу, в которой бы находили покой многочисленные потомки Ольговичей. Изначально церковь святого Кирилла строилась по византийскому подобию. До наших дней в нескольких местах даже сохранился керамический пол. Толщина стен была не менее двух метров. С течением времени церковь несколько раз перестраивалась, а в начале восемнадцатого века после пожара была воссоздана в стиле украинского барокко. Чуть позже около храма появились монастырские сооружения и колокольня. День святого Кирилла всегда особо почитался монахами церкви, это был красивый праздник, во время которого всегда перечислялись все деяния патриарха. В советские времена церковь была отдана под больницу, часть стен разрушилась, а бесценные фрески просто забелили.
Возрождение Кирилловской церкви.
В тридцатые годы прошлого века бывший монастырский комплекс был признан историческим памятником, и его принялись изучать историки и реставраторы. В середине двадцатого столетия археологи сумели проникнуть в подземелье храма, которое до тех времен оставалось закрытым. Эта находка поразила ученых, ведь они смогли получить доступ к захоронениям, которые оставались долгие тысячелетия нетронутыми. Десять лет археологи проводили работы, но неустойчивость церковных стен заставила их закончить свои изыскания. Все подземелья было приказано законсервировать, фактически их залили бетоном. В настоящее время доступ в эти помещения закрыт не только для ученых, но и для священнослужителей. В конце прошлого века Кирилловский храм перешел в статус действующего и провел первую службу. Шесть лет назад приход реорганизовался в мужской монастырь, вернув себе прежнее состояние и значимость.
Сокровища Кирилловской церкви.
К сожалению, революция и советские времена наложили свой отпечаток на многие древние храмы и церкви. В двенадцатом веке, после своего открытия, церковь была полностью покрыта изнутри фресками лучших киевских мастеров. Со временем роспись стен стала нуждаться в реставрации, и эти работы были проведены уже в семнадцатом веке согласно современным технологиям.
После того как церковь была объявлена историческим памятником, ее принялись активно изучать, и в первую очередь заинтересовались фресками храма. А они могли рассказать много интересного! Реставраторов поразили подлинники двенадцатого века, площадь которых сейчас составляет более восьмисот квадратных метров. В действительности это всего лишь пятая часть былой красоты. Удивительно, но подобным сокровищем не обладает ни одна православная церковь в мире. Это уже ставит данное строение в ряд уникальных памятников славянской культуры.
Еще в девятнадцатом веке в церкви работала группа талантливейших реставраторов, среди которых был еще никому не известный студент Врубель. Он написал для храма несколько икон и фресок.
Загадки церкви святого Кирилла.
Ученые уже давно изучают Кирилловскую церковь, но до сих пор она преподносит множество загадок, разгадать которые пока еще не представляется возможным. К примеру, доступ в замурованные подземелья сейчас не просто закрыт, а утерян. Никто из сегодняшних археологов и реставраторов не может сказать, где именно они находились.
По отрывочным сведениям создается представление, что подземелья имели естественный характер образования. Они напоминали пещеры в скале, причем были настолько широки, что гробы в них могли стоять поперек помещения.
Сегодня ученые владеют технологиями, которые могли бы сделать изучение данных захоронений безопасным для самого здания, но вот тщательно замаскированного входа они так и не нашли. Ни в одном из исторических источников не осталось сведений о том, почему церковь была названа в честь святого Кирилла.
Эта тайна так и остается нераскрытой, ведь на Руси имя Кирилла Александрийского было далеко не самым распространенным. Реставраторы отмечают, что именно в данном храме мастера кисти впервые изобразили картину "Страшного Суда". До этого на церковных фресках данный сюжет не встречался. К тому же роспись на стенах храма была посвящена житию Кирилла и Афанасия Александрийских, данные иллюстрации никогда ранее не встречались в православных храмах Киевской Руси.
Еще одна тайна церкви заключается в ее первоначальном предназначении. Дело в том, что она задумывалась князем не только как сакральное строение, но и в качестве оборонительного сооружения. Удивительно, но крайне толстые стены должны были защищать жителей города от набегов соседей и любого иного вторжения.
Конечно, на Руси всегда с особым трепетом относились к храмам и монастырям, но кроме Кирилловской церкви ни один из них не претендовал на звание крепости.
Святой Кирилл Александрийский сделал очень многое для православия и его укрепления на территории Египта. Он сумел очистить город от скверны и спасти множество христиан от смуты и сомнений. Именно за это он возведен в лик святых и почитается всеми, кто разделяет веру в единого Бога.
Традиции и обряды:
Для православных людей праздник имеет большое значение, поэтому в этот день принято посещать молебен, посвященный двум святым. Также в этот день в религиозных учреждениях проводятся лекции по православию. Это является своеобразной данью деятельности Кирилла Александрийского и Кирилла Белоезерского, действия которых были направлены как раз на духовное просвещение людей.
22 июня стоит отложить мирские дела и сделать выбор в пользу, например, чтения православной литературы. Особенно полезны будет благотворительность в пользу менее успешных представителей населения, это одна из самых древних традиций Кириллова дня. Обильному застолью стоит предпочесть скромные приемы пищи без изысков и деликатесов. Люди, относящиеся к религии в меньшей степени, в этот день могут просто поздравить всех близких и знакомых Кириллов с именинами.
Приметы:
Главное верование народа заключалось в том, что Кириллов день – настоящее начало лета. 22 июня (9 июля – по старому стилю) весну окончательно сменяет лето, начинается сбор ягод земляники и черники. Люди искренне верили, что, если не задобрить солнце в этот день, оно просто сожжет урожай. Поэтому многие проводили специальные обряды, но при этом нельзя было заниматься работами по высадке растений или их пересадке.
В молитве к св. Кириллу Александрийскому христиане обращаются как к помощнику в защите всякой правды и благочестия.
Тропарь святителя Кирилла Александрийского
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Кирилле премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Кирилла Александрийского
глас 6
Бездну нам учений богословия источил еси/ яве от источник Спасовых,/ ереси погружающую,/ блаженне Кирилле,/ и стадо невредимо от треволнений спасающую,/ странам бо всем наставник, преподобне,// яко Божественная являя.
Краткая молитва:
Святителю отче Кирилле, моли Бога о нас!
Комментарии (1)