В первый день последнего зимнего месяца 2009 года в христианском отечественном мире произошло важное событие: Россия официально обрела нового управляющего Русской Православной церковью. Место Алексия II занял Кирилл. Дату интронизации внесли в православные календари, выпускаемые ежегодно. 1 февраля – не тот праздник, который предусматривает соблюдение традиции посвящения дня молитве и благостным мыслям. Он призван задуматься о важности патриархальной деятельности для паствы и церкви, о том, «как это было».
Общие сведения о церемонии:
Термин «интронизация» древнегреческого происхождения. Он образован двумя словами: «на» и «стол» (престол, трон, высокое сидение). Синоним понятия «интронизация» таким образом – настолование. Его употребляли в своем лексиконе славяне.
Интронизация представляет собой торжественное чинопоследование. По сути, это церемония возведения предстоятелей церквей (в прошлом – новоизбранных епископов) на их кафедры в рамках общественного богослужения. Во время интронизации иерарха облачают в одежды, определяющие его новый сан.
Православная церковь современной эпохи производит чин «настолования» в отношении представителей разных церковных «должностей»: патриархов, предстоятелей автономных и поместных церквей. Обязательное условие – лицо, подвергающееся интронизации, должно иметь сан архиепископа или митрополита.
История практики интронизации:
Свое начало в православной традиции процесс «настолования» берет в домонгольский период. Тогда интронизацию совершали как над митрополитами, являвшимися архиереями Константинопольского Патриархата, так и другими епископами Вселенской Церкви. Упоминания об этой церемонии сохранились в некоторых древнерусских летописях и иных документальных источниках того времени, иллюстрирующих историю Русской Церкви. Они же дают представление о приблизительных сроках проведения интронизации в отношении того или иного митрополита или епископа, однако конкретных деталей торжественного чинопоследования не содержат, к сожалению.
Эти сведения сохранились в информационных источниках более позднего периода - XV века. По примеру византийского варианта чинопоследования, новоизбранного епископа усаживали на предстоятельский (митрополичий) трон, установленный ближе к дверям жертвенника. Обряд интронизации совершали священники и протопоп, по завершении церемонии «настолования» воспроизводились многолетия (особый вид богослужебных песен). Точно так же, как и сегодня, новоизбранного облачали в специфические богослужебные одежды. В источниках XVI – XVII столетий упомянуто об объезде новорукоположенным архиереем города «на осляти». К слову, в Византии данный обряд совершали с использованием лошади.
Что можно сказать об интронизации Московских митрополитов в период XV – XVI вв.? В принципе, обряд настолования в их отношении производился точно так же, как и над епископами, но богослужение отличалось большей пышностью и некоторыми деталями.
Интронизация Патриархов до Патриарха Никона осуществлялась вкупе с совершением над митрополитами полного последования архиерейского рукоположения, даже если учесть тот факт, что избранию на Московскую кафедру предшествовало получение ими епископского чина. Данное обстоятельство вызывало неоднозначное отношение. В итоге указанный обычай был забыт после того, как при своем поставлении на престол Никон получил архиерейскую хиротонию. Традиция облачения Патриарха в одежды, состоящие из двух епитрахилей, также прекратила свое существование после интронизации вышеуказанного лица.
В интронизацию Московских Патриархов Иосафа II, Питирима, Иоакима, Адриана внесли существенные изменения. Была упразднена традиция совершения ритуала настолования на исходе богослужения, то есть символичное усаживание на престол митрополита. Правда, переоблачение Патриарха и вручение ему правящей венценосной особой первосвятительского жезла остались неизменными.
Как только Московским Патриархом был избран Святейший Тихон, появился и дождался утверждении на Соборе чин Патриаршей интронизации. Он содержал объединенные константинопольский и александрийский чины, но отличался от предшествующих рядом кардинальных особенностей. Изменения вносились в чинопоследование при Сергии, Алексие I. Церемония посвящения Пимена и Алексия II совершалась по разработанному в 1917-18 гг. чину за внесением небольших изменений.
Особый интерес для нас, конечно, представляет процесс посвящения в Патриархи Святейшего Кирилла – нашего современника, руководящего РПЦ МП с 2009 года по сей день, притом весьма успешно. Торжественная церемония происходила в Москве, в главном храме столицы и страны – Храме Христа Спасителя. Святейшего Патриарха Кирилла избрали большинством голосов.
Интронизация 1 февраля 2009 года стала пышным, красивым, светлым, торжественным праздником, запечатлевшимся в памяти всех присутствующих на этом мероприятии. В богослужении участвовало множество служителей церкви: представители всех поместных церквей, архиереи и духовенство, задействованное в работе Поместного Собора.
Обряд посажения новоизбранного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на престол («настолование») осуществляли Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и ныне почивший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Этот трон сохранился с дореволюционных времен и до восстановления храма Христа Спасителя находился в Александро-Невской Лавре. Его установили для интронизации, как и положено, на горнее место Патриаршего кафедрального собора. Со времени смерти предшественника Кирилла оно было закрыто.
В течение всей церемонии на лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси читалось сосредоточение, в глазах, по словам одного из присутствовавшего на празднике протоиерея, не замечалось радости. Патриарх, по всему видно, воспринимал происходящее с ним со всей серьезностью, принимая на плечи свои тяжкий крест. И это неспроста, ведь высокая «должность» патриарха предполагает огромную ответственность, осуществление нелегкого труда во славу Божию длиною в жизнь.
Святейший Патриарх Кирилл.
Стоит немного рассказать о личности Святейшего Патриарха Кирилла. В миру полное имя его звучит как Гундяев Владимир Михайлович. Дата рождения Патриарха 20 ноября 1946 года. Он появился на свет в Ленинграде, в семье священника Гундяева Михаила Васильевича, и учительницы немецкого языка Гундяевой Раисы Владимировны. Отец Патриарха Кирилла умер в 1974 году, мать - 10-ю годами позже.
У него есть старший брат, который тоже пошел по отцовским стопам – сегодня он является протоиереем, настоятелем Преображенского собора в г. Санкт-Петербург. Владимир Гундяев, будучи еще школьником, 3 года проработал техником-картографом в геологическом учреждении. Духовный путь его начался в 1965 году, когда будущий Патриарх поступил в Ленинградскую духовную академию, и продолжается поныне…
Комментарии (0)