Починки — день в народном календаре славян, отмечаемый 3 (16) февраля, на следующий день после Сретения.
16 февраля — День Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, хранителей младенцев!
В этот день Православная Церковь почитает праведных Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу, встретивших в храме Младенца Иисуса Христа.
Согласно Евангелию, святой Симеон был праведным и благочестивым старцем, которому пришло открове-ние, что он не «примет смерть» до тех пор, пока не увидит нового Царя — Мессию.
Он пришел в Иерусалимский храм, когда на сороковой день после рождения туда принесли младенца Иисуса. Святой Симеон взял маленького Христа на руки.
В народе преподобный Симеон Богоприимец считался хранителем младенцев.
Поэтому на священных иконах праведника, как правило, изображали с младенцем на руках.
Память Анны Пророчицы празднуется в один день с поминовением святого Симеона Богоприимца, Анна в святом Писании — 84-летняя вдова, «жившая безотлучно при храме в посте и молитве».
Вместе с Симеоном Богоприимцем в сорокадневном младенце Иисусе, принесенном в Иерусалимский храм Пресвятою Девою Мариею, она узнала будущего Спасителя мира и проповедовала о Нем всем, чаявшим спасение, почему и названа пророчицею.
Этот день по свершаемой в него памяти святым называют Хранителем младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным.
В старину на Руси, на второй день после Сретенья, как только ночное небо за окошком начинало светлеть, в каждой крестьянской семье начинался рабочий праздник, который издавна называли Починки (другие названия праздника: Семён и Анна — раcчинай починки, Семён с Анной упряжь чинят, Власий — большие лужи, Попразднество Сретения (христ.).
Починки не похожи на остальные праздники в привычном понимании этого слова, ибо суть его не в празднестве, а в труде. Характер праздника буквально передаёт не только его название — «Починки», но и вторая часть русской народной поговорки: «Готовь сани летом, а телегу зимой».
Расчиная Починки, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство — тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней настоящему хозяину не пристало. Открывая сарайки, прикидывали крестьяне: за какую работу надо вперед взяться?
В старину, с первыми лучами солнца, вставали на Починки крестьяне и принимались за работу. Роли всех членов семьи во время этого праздника были расписаны заранее, и каждый принимался за вверенное ему дело. Ремонт сбруй и прочей конской упряжи доставался старикам, чей опыт не оспаривался (была присказака: «В Починки Дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю»).
Следующее поколение — их сыновья — чинили бороны, телеги и прочий подобный прицепной инвентарь. И внуки не оставались без работы, им доверяли починку мебели (лавок, столов, табуретов и т. д.) и прочей домашней утвари.
Женщины тоже не сидели без дела. У женщин, так же, как и у мужчин, существовало иерархическое разделение труда по возрастному признаку. Бабушки доставали из сундуков платья и бережно приводили их в порядок, проветривали, чистили, следили, чтобы на них не завелись паразиты. Внучки вертелись тут же – не каждый день увидишь такое зрелище: красивые платья, юбки, кофточки. Женщины помоложе и юные девушки штопали бельё, ставили красивые заплатки, давая ему тем самым «новую жизнь».
Считалось, чем раньше будет начата работа, тем удачнее сложится год. Поэтому молодежь, как правило, не смыкала глаз, чтобы не прозевать первые предвестники наступающего утра. Особенно беспокоились девушки, которым не терпелось выйти замуж. Вдруг счастье увидит, что в избе еще не работают, да и мимо пройдет…
Девочкам-подросткам доверяли в этот день «навести блеск» на посуду, они чистили сковороды, отмывали от сажи котлы и кастрюльки, скоблили деревянные миски и ложки…В этот день они, как правило, начисто отмывали посуду от накипи и сажи.
По традиции, уже ближе к обеду, когда начинали появляться первые результаты работы, все, что уже было приведено в порядок, торжественно вывешивалось во дворе или в доме. Таким образом семья демонстрировала своё трудолюбие, чтобы всякий знал, что в этом доме живут работящие женихи и(или) невесты.
На обед в Починки обычно готовили кашу, заправленную поджареным салом — саламату (другие названия - саломата, саламаха). В каждой губернии были свои традиции. Где-то просто подогревали на сковороде муку до коричневого цвета, потом добавляли в нее воды, добиваясь, чтобы получалась густая однообразная масса. Затем солили этот кисель-кашу и заправляли поджаренным салом. Отсюда и пошла саломата.
В других местах использовали не муку, а перемеленный на ручных крупорушках овес или пшеницу. Их варили до готовности, а потом заправляли салом или маслом. Но в некоторых деревнях предпочитали замачивать с вечера пшеницу, которую предварительно «отбивали» в ступках, а с утра ее варили несколько часов, пока пшеница не становилась мягкой. В любом случае готовую кашу заправляли шкварками.
Можно себе представить, какой аромат витал по избе, когда топили сало для саломаты. Чтобы оно не пригорело, его буквально томили, тщательно перемешивая. По состоянию шкварок, кстати, судили о расторопности и кулинарном мастерстве хозяйки. Если где-то бочок излишне зарумянился, шансов на то, что к стряпухе будут относиться с уважением, становилось меньше. А пока все готовилось, у всех работающих текли слюнки. Это был еще один стимул для того, чтобы поскорее закончить с работами и приступить к трапезе…
Кстати, именно от названия угощения в этот праздник и пошли некоторые исконные русские фамилии – Саломахин, Саломатин, Соломахин. А Владимир Иванович Даль, записывая обычая некоторых краев, с удивлением обнаружил, что в некоторых местах нерасторопных, вялых женщин и девушек окрестили «саломахами». Очень уж они медленные и тягучие, как саломата…
После трапезы праздничные хлопоты по обустройству дома не заканчивались. Мужчины, после сытного обеда, чуть передохнув, принимались за починку сараев и хлевов, в которых содержалась живность. Хватало работы и в курятниках, где каждый год приходилось чинить или обновлять жердочки для птицы. Женщины спешно доделывали то, что не успели сделать в предобеденное время, после чего одежду и бельё аккуратно раскладывали обратно по сундукам и комодам. После этого молоденькие девушки и их матери отправлялись на праздничные посиделки, а бабушки с внучками либо заменяли соломенную набивку в матрацах и подушках, либо перебирали пух, если набивка была перьевая.
Посиделки, на которые отправлялись матери с дочерьми, были не совсем обычными. Они очень напоминали происходящее в телевизионной передаче «А ну-ка, девушки!».
Для девушек это было настоящее испытание, ведь там проводились всевозможные конкурсы, в которых девушки соревновались в мастерстве домохозяек: лицевом шитье, кулинарии, и т. д., после чего начинались танцы, которые тоже имели немаловажное значение, ведь на посиделках присутствовали матери с дочерьми, но у них также были и сыновья (которые в данный момент занимались ремонтом).
Считалось, чем энергичнее девушка, тем у нее больше шансов выйти замуж. Мнение потенциальных свекровей в старину порою имело решающее значение, когда принималось решение о том, в какой дом сыну следует засылать сватов.
Кульминацией этих своеобразных посиделок было чаепитие с пирогами. Однако и тут девушкам было о чём переживать. Всё дело в том, что начинкой этих пирогов был картофель, но один (реже два) пирога выпекали с грибами. Считалось, что тому, кому достанется грибной пирожок, весь год будет сопутствовать успех. Холостяки же уделяли таким девушкам больше внимания, ведь эта девушка была как бы помечена удачей и счастьем.
А еще в этот день в некоторых деревнях особо подходили к лошадям. Вокруг шеи обвязывали кнут, а вокруг ног – онучи. Считалось, что ночью на лошадях любят ездить домовые, а так они к животному не сунутся…Это ошибочное мнение, причем упоминаемое именно в Починки, что Домовой в ночь тревожит лошадей и может загнать их насмерть. Домовой хорошему хозяину помощник, а никак не враг, а иначе для чего бы Домового в новый дом из старого переносили в совочке с углем от старой печи. Домовой — оберег для дома и никак не нечистая сила.
Что нельзя делать, народные приметы:
Женщинам нельзя сидеть без дела. Помимо стирки и готовки, нужно перебрать вещи в шкафах и сундуках, подготовить одежду для скорой весны, те или иные инструменты, которые понадобятся в хозяйстве, при посевных работах в поле, саду, огороде. Пошить порванные вещи, заделать дыры и так далее.
Нельзя носить чёрные вещи — к неприятностям. По другим приметам, в семью может прийти траур.
Нельзя брать деньги взаймы и давать в долг — к мелким проблемам с финансами.
Нельзя ругаться в доме, повышать голос — домовой может разозлиться, начнёт выражать своё недовольство странными звуками, спрятанными вещами.
Нельзя поднимать с земли кем-то оборонённые деньги — такие деньги принесут только разорение.
Нельзя делать перестановку в доме, иначе жизнь домочадцев станет неспокойной, суматошной. Однако можно покупать новую мебель в дом — вместе с ней в жилище придёт благополучие.
Обряды, ритуалы, традиции, заговоры в Починки 16 февраля:
Традиционно в этот
Особенно усердствовали девушки на выданье, так как считалось, что если в Починки работать не в полную силу, то счастье пройдет мимо.16 февраля хозяйки готовили саламату – блюдо из каши, приготовленной из муки ячменя или пшеницы, которую распаривали в печке, добавляли любой жир – сало или масло. Была она жидкой, как кисель.
В ночь на Починки утихомиривали домашнего духа – Домового, который мог быть чем-то неудовлетворен. Свое недовольство он показывал баловством – на коне ездил, пока тот не устанет. Чтобы этого не произошло, на лошадиную шею вязали кнут, так как сбруя находилась в ремонте, надевали обувь и варежки, чтобы конь напоминал человека. Домовой опасался и не трогал животное. Также домашнему духу обязательно готовили угощение – ставили в угол миску с кашей, чтобы он поужинал.
Заговор 16 февраля на новорожденного:
На Починки читали заговор на новорожденного, чтобы он был здоровенький и крепенький, обращаясь при этом к Симеону и Анне. Для этого мать или бабушка младенца брала его на руки и несла к окошку, качала его и приговаривала:
«Анна и Симеон, Господа в младенчестве увидали, благословение у него взяли. Дайте и (имя новорожденного) благословения своего, от Спасителя полученного. Пусть он растет крепким, как камень, чтобы никакие беды и происки его не тронули, сильным и могучим, недугами неболючий. Я вас словом Божием заговариваю, удачу и счастье к нему приговариваю».
Малыша нужно было окропить святой водичкой трижды и положить спать. Обычно этой ночью он не капризничал.
Заговор в Починки 16 февраля на здоровье ребенка:
Чтобы никакие болезни не цеплялись к ребенку, мать заговаривала его такими словами:
«Анна, возьми в подмогу Симеона и отведи все недуги от моего малого. Пусть растет крепким, как дубки, все болячки от него отпадут, как желудки. Отлетят далеко и не уцепятся за его нутро. Мое слово закон, кто против – пусть идет вон».
Обряд в Починки 16 февраля, чтобы Домового успокоить:
Нужно было выбрать петуха и зарезать его во дворе, чтобы кровь его пролилась на веник. Им обметали все уголки дома и двора, приговаривая:
«Кровью петушиной заклинаю, веником все плохое, Домовой, выметаю. Стань ты добр и ласков, чтобы в доме был достаток, чтобы был мир и благодать. А я тебе подарок могу дать. Подарок сладок и смачен, чтобы был ты покладист и дом мой удачен».
Веник прятали в угол, но только им не подметали ежедневно, а только по воскресеньям. А из петуха варили суп и ели всей семьей, косточки отдавали своей собаке, перья оставляли дома, чтобы ничего от петуха из дома не ушло, иначе и счастье уйдет.
Гадания в Починки 16 февраля:
В день Починок 16 февраля обычно
Гадание в Починки по вещам:
16 февраля не только убирали, но и готовили весенние вещи, ведь очень скоро придет тепло, а значит нужно, чтобы гардероб к потеплению был готов. Одновременно с этим и проводили гадание: выкладывали вещи в круг, внутрь которого вставали по одному, закрывали глаза и крутились.
Затем останавливались и смотрели, – возле какой вещи.
Сапоги – к поездке.
Платок – к встрече.
Пальто – к переменам в жизни.
Рубаха – к любви.
Юбка – к свиданию.
Штаны – к волевому решению.
Жилетка – к печальным новостям.
Фартук – к домашним хлопотам и заботам.
Гадание 16 февраля на яблоке:
Брали двенадцать кусков яблок и каждый обозначали: здоровье, болезнь, радость, печаль, деньги, долги, встреча, ссора, свадьба, развод, дружба, спокойствие. Несли эти кусочки к лошади. Какой она первый возьмет, то и ожидает в будущем того, кто ее угостил яблочком.
Гадание в Починки по платкам:
Это гадание проводили незамужние девушки, чтобы узнать, ждет ли их в этом году замужество. Для этого брали платок и вывешивали в полночь на дерево, а утром смотрели, что с ним произошло. Если так же висит – то замужества девушке не видать, упал и лежит под деревом – скоро встретит свою вторую половинку, платок исчез – «жених» забрал, а значит, можно готовиться к свадьбе.
Народные приметы:
- Снег — лето будет дождливым.
- Пар над замёрзшей рекой — скоро придёт похолодание.
- Ночью выпал иней — днём будет холодно.
- Звёзды блестят ярко на чистом небе — ожидайте мороз.
- На ночном небе видно мало звёзд — к ненастью.
- Воробьи распелись — тепло весны чувствуют, скоро потеплеет.
- С этого дня отсчитывается семь утренних морозов — после седьмого мороза окончательно наступит весна.
- Слабая тяга в печи, дрова плохо разгораются — к теплу.
- Сильная тяга в печи, дрова быстро разгораются и горят бойко — будет мороз.
- Кошка пол скребёт — к бурану, метели или сильному ветру.
- Рыба хорошо клюёт — к урожайному лету.
- Большая чёрная птица прилетела к дому — к плохой новости.
- Лес шумит — к потеплению и снегопаду.
-
Нужно обратить внимание на сон, который привидится в ночь на 16 февраля. Сновидение может подсказать новые идеи, которые помогут в самом сложном вопросе, или указать направление, чтобы достичь удачи.
-
Рождённые в этот день очень энергичные, импульсивные, яркие. Они не любят обманывать и юлить, идут по жизни честно, чётко разделяют хорошее и плохое, являются храбрыми и способны на смелый поступок.
Удачные числа: 48, 69, 91, 29, 42
Счастливый цвет: ⚫ Розовый, ⚫ Зелёный
Благоприятные часы: 09:00-17:00
Кому повезёт сегодня: ♈ Овен, ♊ Близнецы, ♓ Рыбы
Комментарии (0)