15 фильмов, изгнанных с экранов за жестокость
Зрители любят фильмы ужасов. Их не смущают ни реки крови, ни горы трупов, ни заживо гниющие зомби. Но иногда режиссеры перегибают палку. И тогда публика впадает в шок, цензура — в ярость, а фильм-возмутитель спокойствия со скандалом ложится на полку. Что же это за фильмы, показавшиеся слишком жестокими даже привыкшему ко всему западному зрителю?
Уродцы
Фильм «Уродцы» режиссера Тода Броунинга, снявшего знаменитого «Дракулу», вышел на экраны в 1932 году. И сразу же был снят с показа — как слишком шокирующий и задевающий чувства аудитории. И неудивительно: для съемок фильма Броунинг собрал самую большую на тот момент в шоу-бизнесе труппу уродцев — карликов, даунов, бородатых женщин… В основу сценария вошли собственные воспоминания режиссера о работе в бродячем цирке, куда он сбежал в 16 лет. Броуннгу предложили перемонтировать картину, оставив в ней минимум жестокости. Режиссер подчинился, но смягченный вариант не понравился зрителям: в кинотеатры никто не шел. Этот случай стал началом конца карьеры Броунинга: он снял еще несколько фильмов, после чего тихо ушел на покой, прожив в одиночестве больше 20 лет. «Уродцы» оставались под запретом фактически до 1970-х, зато потом критики окрестили их лучшим фильмом Броунинга — глубоко психологичным и пронзительным.
Заводной апельсин
После того, как «Заводной апельсин» вышел на экраны Великобритании, по стране прокатилась волна актов насилия, совершенных по сценарию картины, — включая избиеня и ограбления пожилых людей. Общественность возмутилась и, повинуясь массовому давлению, режиссер фильма Стэнл Кубрик своим личным решением снял картину с проката. «Заводной апельсин» оставался в Соединенно Королевстве под запретом до самой смерти режиссера, и вышел на экраны лишь в 2000 году — когда во всем остальном мире он уже считался признанной классикой.
Гротеск
Выйдя на экраны в 2009 году, фльм «Гротеск» сразу наделал массу шума из-за многочисленных сцен пыток, которые, собственно, составляли сюжет картины. Яростные дискуссии закончились тем, что картина была снята с показа в Великобритании как излишне жестокая, натуралистичная и содержащая чересчур откровенные сексуальные сцены. Британский совет по классификации заявил, что в фильме «отсутствует разве характеров», и он показывает жестокость ради жестокости. Многие распространители, включая Amazon, согласились с этим и также поместили картину в раздел «особого кино» наравне с порнопродукцией. Продажи резко упали, и фильм практически не получил доходов. Примечательно, что в Японии «Гротеск» прошел безо всякого шума, как стандартный хоррор, не вызвав ни шума, ни попыток запрета — ни, к сожалению для создателей, особого интереса аудитории.
Техасская резня бензопилой
Сегодня фильм «Техасская резня бензопилой» — признанная классика и основоположник жанра «слэшер». Но так было не всегда. После выхода фильма в 1974 году он был обвинен в излишней и беспричинной жестокости и снят с показа в целом ряде стран, в том числе в Великобритании, Бразилии, Чили, Исландии, Норвегии и Швеции. Создатели пытались поспорить, утверждая, что просто придерживались реальной версии событий, на которых основан сюжет, но цензоры им не поверили — сюжет фильма имел слишком мало общего с историей реальных преступлений серийного убийцы Эда Гейна, на которую ссылался авторский коллектив. Забавно, что после снятия с эфира этой картины создатели других фильмов принялись тщательно изымать из названий слово «пила» — чтобы ненароком не ассоциироваться с «черной овцой». Несколько лет спустя накал страстей спал, а сегодня, на фоне многих других картин, смотрится практически милой и наивной сказкой.
Последнее танго в Париже
Фильм Бернардо Бертолуччи о любви двух незнакомцев получил две номинации на «Оскар» и место в списке лучших мелодрам всех времен и народов — но при этом сразу же после выхода на экраны был запрещен к показу в нескольких странах, включая Италию, Португалию, Сингапур, Новую Зеландию и Южную Корею. В других странах от режиссера потребовали изъять некоторые сцены. Режиссер не скрывал, что в основу сценария легли его собственные эротические фантазии — мягко говоря, нестандартные. Удивительно, что стоь же негативно, как ревнители нравственности, о фильме отзывались и исполнители главных ролей — Марлон Брандо и Мария Шнайдер. Маря признавалась, что после съемок чувствовала себя «изнасилованной», а Брандо и вовсе после работы над картиной 15 лет отказывался даже разговаривать с Бертолуччи.
Изгоняющий дьявола
В 1988-м фильм был полностью запрещен в Британии, Малайзии и Сингапуре — не только снят с экранов, но и запрещен к продаже в магазинах видеопродукции. Это было связано как с обилием жестких кровавых сцен, так и с чрезмерной натуралистичностью процесса экзорцизма — людям и вправду казалось, что с экрана на них смотрит сам дьявол. Запрет продолжался 11 лет — фильм попал на экраны лишь в 1999-м. Надо сказать, что в остальных странах мира, в том числе глубоко религиозных, несмотря на вводимые ограничения, фильм полностью с показа не снимали.
Лики смерти
Фильм, снятый в США в 1979 году с претензией на документальность, с болезненной пристрастностью рассматривает каждую подробность человеческой смерти. По заявлению авторов, 60% съемок в картине — документальные, взятые из новостных выпусков, 40% — весьма натуралистичные инсценировки. В картине практически нет закадрового текста — только насильственные смерти, изуродованные тела и кровь. Парщики фильма утверждали, что за излишнюю бессмысленную жестокость он был запрещен в 40 странах, но на самом деле, лишь в пяти — Австралии, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции и Великобритании.
Зловещие мертвецы
На момент выхода в 1981 годуфильм Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы» был, пожалуй, самым жестоким и натуралистичным фильмом всех времен и народов. Фильм сыграл большую роль в развитии жанра хоррор, оказав влияние даже на таких мастеров, как Стивен Кинг, поскольку показывал то, что до него еще не выносили на экраны. Реки крови и сцены сексуального насилия породили массу споров о допустимости подобного на экране. В итоге, картину запретили в Исландии, Ирландии, Германии и Финляндии, но это не очень заботило создателей, поскольку запреты лишь подогрели интерес к фильму в остальных странах. В итоге, фильм стал культовым, а его продолжение — «Зловещие мертвецы — 2» — ждал не меньший успех.
Каннибалы
Оседлав волну скандалов, связанных с фильмом «Ад каннибалов» (подробнее о нем поговорим ниже), итальянский мастер низкобюджетного хоррора Умберто Ленци, используя ту же сюжетную линию, снял странный гиперреалистичный фильм о жизни каннибальских племен в Парагвае. Натуралистичный грим и многочисленные искусственные конечности и органы позволили создать совершенно реальную картину каннибальских пиршеств — с реками крови и горами окровавленного мяса — неудивительно, чтокартина была сразу же запрещена в 31 стране. Претензии предъявлялись не столько к излишней жестокости, сколько к фактическому отсутствию в картине сюжета — страшный быт каннибалов был единственной темой картины. В США и Великобритании «Каннибалы» были разрешены к показу лишь в конце 1990-х. А во в Италии картина породила целую волну подражаний, создав странный поджанр «итальянского людоедского кино».
«Человеческая многоножка — 2»
После выхода фильма «Человеческая многоножка» — о трех людях, сшитых друг с другом хирургическим путем, — режиссер Том Сикс решил повысить градус мерзости, сняв «Человеческую многоножку — 2» — о двенадцати сшитых вместе несчастных. Фильм получился не только жестоким и тошнотворным, но, что самое неприятное, чудовищно скучным. Картина была запрещена из-за чрезмерной натуралистичности во многих странах, включая Великобританию, Австралию и Новую Зеландию, однако там, где ее не сняли с проката, она не вызвала особого зрительского интереса. Перед сеансами в порядке рекламы зрителям раздавали рвотные пакеты, у выходов дежурили нанятые теми же рекламщиками кареты «скорой помощи» — но «Человеческая многоножка — 2» все равно с трудом отбила затраты на производство.
Последний дом слева
Режиссер фильма — Уэс Крейвен, признанный мастер фильмов ужасов, автор «Кошмара на улице Вязов» и нескольких «Криков». Но в «Последнем доме слева», фильме о двух юных подружках, попавших в лапы банды психопатов, он превзошел себя. Фильм полон жестоких кровавых сцен и сцен сексуального насилия — настолько, что на просмотре людям в зале действительно становилось плохо. Несмотря на то, что картине нельзя было отказать в художественной составляющей, и самые жестокие сцены насилия были оправданы сюжетом, фильм был запрещен в десятке стран, включая Великобританию, Австралию, Сингапур, Норвегию и даже ФРГ. На экраны этих стран он вышел уже в XXI веке.
Я плюю на твою могилу
Фильм превосходит жестокостью большинство картин жанра хоррор: больше 30% экранного времен в нем занимают сцены жестокого насилия, в том числе сексуального. Из-за своей жестокости картина была запрещена в Канаде, Германии, Ирландии, Норвегии и Исландии. Во многих других странах на экран выходили лишь версии, в которых часть сцен насилия была удалена, но и оставшихся было более чем довольно, чтобы зрители со здоровой психикой во время просмотра испытывали тошноту. Тем не менее, были у фильма и свои поклонники, и в 2010 году на экраны даже вышел римейк — стилистически безупречный и такой же тошнотворный, как оригинал.
Сало (120 дней Содома)
Фильм скандального Пьера Паоло Пазолини вышел на экраны в 1975 году. В его основу легла одноименная книга маркиза де Сада. Несмотря на высокие художественные достоинства, эта картина до сих пор остается одним из самых непристойных и сексуально откровенных фильмов в истории. Пытки, изнасилования, убийства юношей и девушек на потеху богатым психопатам — фильм, кажется, показывает все виды преступлений против человека, а от актов копрофагии может стошнить и самого стойкого зрителя. Из-за натуралистичных изображений изнасилований и некрофилии был запрещен в целом ряде стран Европы, включая Великобританию. Режиссера жестко критиковали за непристойность его картины, а несколько месяцев спустя Пазолини был найден убитым. Так завершился спор о праве художника на жестокость.
Сербский фильм
Фильм сербского режиссера Срджана Спасоевича вышел на экраны в 2010-м, когда самые противоречивые фильмы прошлых десятилетий были разрешены к показу, и зритель, казалось, привык ко всему. Как оказалось, нет: густая славянская замесь жестокости, сексуального насилия и извращений, предложенная западной публике сербским режиссером, оказалась слишком неудобоваримой. По стандартному обвинению — из-за натуралистичного изображения сцен насилия и жестокости — картина запрещена к показу в Испании, Финляндии, Австралии, Норвегии и ряду других стран.
Ад каннибалов
Снятый в 1980 году, «Ад каннибалов» поставил рекорд — он был запрещен в 50 с лишним странах мира. Одн из первых фильмов, снятых в жанре «найденной пленке», он рассказывает о пропавшей в дебрях Амазонки съемочной группе, чьи материалы ищет — и находит — другая бригада киношников. Натурализм жестокого и кровавого фильма был настолько убедительным, что режиссера, итальянца Руджеро Деодато, даже привлекли к суду за убийство — обвинение было уверено, что актеров действительно убивали во время съемок. К счастью, обвинения не подтвердились — но запрет фильма это не отменило.
published on
Запись
Комментарии (0)