Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.
Сегодня начинается новый церковный год, новый годовой богослужебный круг. Мы встречаем новое «лето Господне благоприятное» (Лук.4:19), и благодарим Бога за этот дар возможности познавать Его и поучаться премудрости Его, ведь «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1 Иоан. 5:20).
Церковное Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Эта дата считается первым днем нового церковного года. Соответственно, последним праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).
В православном календаре Новолетие торжественно именуется еще и «началом индикта». Понять, что такое индикт, можно, обратившись к константинопольским традициям, которые пришли на Русь вместе с православной верой. Индиктом называется пятнадцатая часть индиктиона (пятнадцатилетнего промежутка времени, который был утвержден как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени).
Начало индикта означало начало нового финансового года, начало нового периода сбора налогов.
Пожалуй, самым незаметным православным праздником является церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта.
С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.
Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне.
По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1—8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.
История и особенности даты 14 сентября Освященное время Церкви.
Все жители Земли встречают Новый год в ночь с 31-го декабря на 1-е января. Это давно уже стало традицией и ни у кого не вызывает вопросов, почему происходит так, а не иначе. Что касается людей верующих, исповедующих христианство, в частности – православие, для них имеет или, по крайней мере, должно иметь значение такое понятие как «церковный год», иначе – «церковное новолетие».
Которое в церковном календаре торжественно именуется «началом индикта» и празднуется 14 сентября (1 сентября по старому стилю).
Именно эта дата считается первым днем нового церковного года, хотя сегодня мы, готовые праздновать светский Новый год и 1, и 14 января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, плохо знаем, когда же начинается наш православный Церковный год.
Последним же праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Празднование Новолетия началось в сентябре 1363 года как дань гражданской византийской традиции. С 1492 года Новолетие стало отмечаться на Руси как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что он пришел «исцелять сокрушенных сердцем».
Соблюдение данного обычая установили в свое время александрийские ученые, которые на основании произведенных ими же расчетов сделали следующий вывод: Творец закончил сотворение непосредственно в пятницу 1 марта – день, предшествующий субботе. Он известен большинству под другим наименованием: «день отдохновения».
Конечно, если посмотреть на данный вопрос с астрономической точки зрения, можно с уверенностью сказать, что любая дата условна. Ведь все точки земной орбиты равноудалены друг от друга, посему никакой разницы нет в том, какую из них считать точкой начала отсчета. Неизвестно, учитывали ли это мнение на Руси, однако в нашей стране в 1363 году начало церковного года стали отмечать не с 1 марта, а с 1 сентября. В Римской империи такая смена дат случилась и того раньше: в 325 году, в эпоху правления Константина Великого.
И здесь для понимания глубины явления следует вернуться к уже упомянутому выше термину «индикт». Он обозначал все в том же Риме конкретный период в несколько лет (латинское слово «indiction» происходит от понятия «indico», что переводится как «оценивать, назначать цену»). Индикт ввели в обиход римские императоры для сбора налогов. В конце каждого такого временного промежутка объявляли начало сбора податей с населения и непосредственно осуществляли его.
Продолжительность индикта определялась исключительно волей императора и могла составлять от 5-ти до 15-ти лет. В 314-м году произошла регламентация периода индикта – теперь он продолжался ровно 15 лет. Таким образом, сбор налогов (податей) с граждан империи осуществлялся отныне через данный промежуток времени.
Конкретную дату начало индикта получило с легкой руки римского правителя Октавиана Августа. Для сбора податей он назначил день собственного рождения – 23 сентября. Около 462-го года дата эта была перенесена на 1 сентября. С той поры годы в индикте стали именовать следующим образом: «первый год индикта», «второй год индикта» и т.д. Спустя какое-то время этимология выражений изменилась: теперь говорили не иначе, как «первый индикт», «второй индикт» и т.д.
537-й год стал переломным в данном вопросе. Император Юстиниан I издал 47 новеллу, а также ввел единообразие в летоисчислении. Исходя из названного выше документа, созданного императором, новый год должен был отныне указываться во всех официальных бумагах Римской империи и – самое главное – начинаться 1 сентября. До этого события существовал другой подход к делу: в каждом городе использовалась собственная, индивидуальная точка отсчета для летоисчисления.
Позже античные греки приложили руку к тому, что термин «индикт» превратился в синоним слов «лето», «год». Соответственно, «новый индикт» - это то же самое, что и по-славянски «новолетие», а по-русски - «новый год». Со временем восточные христиане на официальном уровне приняли Юстиниановское новолетие в свой церковный календарь, сохранив при этом и дату события – 1 сентября. Так появился православный праздник, рассматриваемый в данной статье.
Богослужения в честь торжества.
В день, когда христиане отмечали Новолетие, в храмах совершались соответствующие службы. Начиная с VI-го века в богослужения эти стали входить различные торжественные песнопения (например, кондаки, тропари), уставные чтения (апостольские, евангельские). И до сегодняшнего дня эти компоненты – неотъемлемая часть богослужений, осуществляемых 14 сентября, в день празднования Освященного времени Церкви.
Начиная с конца X-го века, после того, как языческая Русь приняла христианство, рассматриваемая нами религиозная дата приобрела православный статус. Годовое гражданское летоисчисление наши предки продолжали вести с 1 марта, следуя римскому календарю, а вот церковный год у них теперь начинался по-новому – с 1 сентября.
В 1492-м году от Рождества Христова точки отсчета гражданского и церковного календарей сравнялись: оба стали начинаться с первого дня осени. Данная традиция утратила свою силу по указу Петра Великого, который в 1700-м году ввел в России новый гражданский календарь. Последний предполагал, что новый год начинается 1 января, а отсчет лет производится не от сотворения мира, как раньше, а от Рождества Христова.
Это событие внесло изменения в богослужения, производимые в день 1 сентября. После утрени и литургии перестали служить торжественный молебен в присутствии царя и патриарха. Но на сам факт существования церковного новолетия сие никак не повлияло: утреню, литургию и вечерню продолжали совершать по прежним богослужебным текстам, в которых Церковь обращается к Богу за получением благословения на предстоящий год. Более того, даже в советскую эпоху, а также и сегодня, в XXI-м веке, верующие православные христиане молят Бога благословить новое лето (новый год) именно 1 сентября.
Понятие Миротворного круга.
В христианском празднике, отмечаемом ежегодно 14 сентября по новому стилю, помимо термина «церковное новолетие» упоминается также выражение «Миротворный круг». Под ним подразумеваются круговые таблицы, по которым без необходимости совершения сложных математических вычислений можно определить дату Пасхи на любой год. Таким образом, Миротворный круг отражает в этом плане как прошлое, так и будущее. В нем заключено вечное круговое течение времени, а также циклическое повторение астрономических явлений в соответствии с числами юлианского календаря.
Миротворный круг, как и церковное Новолетие, связан с термином «индикт», который мы разбирали с вами выше. По сути, синонимом интересующего нас понятия является выражение «Великий Индиктион». Это не хозяйственная величина, в отличие от индикта простого. Миротворческий круг охватывает 532 года, определяя, таким образом, не только пасхальный цикл, но весь церковный календарь в целом. Великий Индиктион был создан отцами Первого Вселенского собора. Это событие явилось, по большому счету, воцерковлением Юлианского календаря, известного со времен язычников.
Одним из основополагающих принципов Православной Церкви является неприкосновенность святыни. Само понятие святости означает неотмирность, непринадлежность к обыденному пространству и времени. Православный человек знает, что иконы должны находиться на стене, быть заключены в застекленный киот, и как можно реже перемещаться с места на место.
Мощи святых принято помещать в закрытые раки и ковчеги, предохраняющие их от соприкосновения с греховными устами. Столь же неприкосновенными являются догматы Церкви, основные вероучительные формулы, которые при неизбежной своей антиномичности не могут быть упрощены и исправлены.
История Церкви знает, какие мощные еретические движения возникали при попытке улучшить любой догмат, принятый ее соборным разумом. Столь же неприкосновенной является святыня Великого Индиктиона — освященного Церковью Юлианского календаря.
Поэтому принятая в 1582 году из лучших побуждений (добиться большей астрономической точности и избежать постепенного перемещения праздника Пасхи от весны к лету) календарная реформа папы Григория XIII привела к немыслимому для православного сознания искажению последовательности событий. Пасха, рассчитанная по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, а иногда ее опережает.
Календарь — это, в первую очередь, ритм, который связывает индивидуальную жизнь человека с Космосом мироздания. Вместе с этим, календарь — это еще и историческая память человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную историю Церкви.
В системе Великого Индиктиона повторяемость событий включается в поступательное движение Промысла Божьего, так же как сам Промысел Божий включает в себя абсолютную свободу человеческого духа.
Тропарь, глас 2
Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой, / молитвами Богородицы, и спаси ны.
Богородичен, глас 1
Радуйся, Обрадованная Богородице Дево, / пристанище и предстательство рода человеческаго, / из Тебе бо воплотися Избавитель мира, / едина бо еси Мати и Дева, / присноблагословенная и Препрославленная, / умоли Христа Бога мир даровати всей вселенней.
Кондак, глас 2
В Вышних живый, Христе Царю, / всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, / Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, / благослови ныне венец лета, / соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, / Многомилостиве.
Что нельзя делать, народные приметы:
Нельзя жить по-старому. Означает, что нужно отпустить все обиды, плохие мысли. Не стоит сегодня жить прошлым, нужно думать о счастливом будущем, выйти из «зоны комфорта», сделать что-то необычное для себя, попробовать нечто новое.
Остатки еды со стола не рекомендуется просто выбрасывать. Отдайте их скотине, домашним животным и птицам, или же диким и бездомным животным, уличным птицам.
Нельзя проявлять негатив, ссориться, ругаться, вступать в конфликты — весь год пройдёт с проблемами и неурядицами.
Женщинам не рекомендуется посещать лес — можно наткнуться на Лешего.
Нельзя подметать пол и пылесосить. Желательно сделать это накануне, иначе можно удачу из дома вымести.
Не отправляются в дальнюю дорогу — в пути могут быть трудности.
Что можно делать, старинные традиции и поверья:
Простыми словами, Новолетие — это Новый год по церковному календарю. По старому стилю (юлианскому календарю) новолетие проходило 1 сентября, но после перехода на современный григорианский календарь (новый стиль) стал праздноваться 14 сентября.
Церковное новолетие или начало индикта — не самый известный праздник. Многие о нём просто не знают, потому нужно объяснить подробнее, почему он отмечается 14 сентября.
Система летоисчисления, которая начинается с 1 сентября, была введена ещё в Римской империи, до нашей эры. Изначально термин «индикт» — это сбор налогов, который был установлен на сентябрь и совершался раз в несколько лет. В 537 году император Юстиниан I ввёл летоисчисление, которое начиналось с 1 сентября.
Сам же термин «индикт» в последующем претерпел смысловое изменение. Если раньше он означал сбор налогов, то затем просто «новое лето», «новый год» или «новолетие». В церковном календаре было принято отмечать Новый год именно 1 сентября.
До прихода христианства на Русь, Новый год праздновался весной. Согласно исследованиям историков, это происходило в весеннее равноденствие (20 марта), когда день и ночь равны по времени. По другим данным, календарь на Руси начинался 1 марта.
После прихода христианства на Русь и Крещения Руси, с конца X века, дата празднования перешла на 1 сентября. Интересно, что в старину славяне называли данный праздник словом — Летапреложение.
Так продолжалось вплоть до 1700 года, когда Пётр I ввёл новое преобразование. Тогда начало нового летоисчисления было перенесено на 1 января.
В Церкви же праздник Новолетия сохранился. До 1918 года праздновался 1 сентября. После перехода с юлианского на григорианский календарь, как известно, церковные праздники остались на своих прежних местах, то есть не были смещены. Новолетие теперь отмечают не 1 сентября, а 14 числа.
В Церковное новолетие верующие христиане обращаются к Богу для дарования благословения в новом году. В Русской православной церкви является полиелейным праздником. Накануне служится великая вечерня, во время которой читается Книга пророка Исайи.
Большинство работ в поле, садах и огородах заканчивались. Женщины приступали к так называемым засидкам, когда собирались в одном доме и занимались рукоделиями.
Бытовало немало различных обрядов и ритуалов. Накануне вечером гасили старый огонь, а утром, с молитвами или заговорами, зажигали новый. Обходили поля с обрядовыми песнями, чтобы на следующий год они вновь подарили богатый урожай.
Хороший день для переезда, смены места жительства или работы. Считается, что новое место принесёт удачу.
В народном календаре праздник проходит под названием Сёмин день, в честь Симеона Столпника. Почитается в лике преподобных. Святому молятся об избавлении от телесных и душевных болезней.
В старину Сёмин день считался началом бабьего лета. Однако, как мы знаем, сегодня осеннее потепление может приходить в разное время, в том числе и в конце сентября, начале октября. В регионах нашей необъятной страны лето, называемое бабьим, наступает в разные периоды осени.
С Сёмина дня начинались свадьбы. Устраивались гуляния и смотрины невест.
Интересное поверье касается воробьёв. Чёрт меряет этих птичек, отсчитывает сколько себе взять, а сколько выпустить на волю, потому в этот день воробьёв нигде не видно, они все слетаются на подсчёт.
Хороший день для того, чтобы сделать перестановку в доме, ремонт, поменять постельное бельё или шторы, поставить новую посуду.
Рождённые в этот день ценят правду, открывают людям глаза на истинное положение дел. Ощущают в себе ответственность за окружающих. Не терпят несправедливости и защищают слабых.
Народные приметы:
- Ясный день — вся осень будет тёплой.
- Луга опутаны паутиной — осень окажется затяжной.
- Гуси улетают на юг — к ранней зиме.
- Гуси низко летят — скоро выпадет первый снег.
- Скворцы на юг ещё не улетели — осень окажется продолжительной.
- Южный ветер — зима будет тёплая, с дождями.
- Грязь на дорогах — по приметам сулит дождливую осень.
- Еловые ветки низко опустились — скоро наступят первые заморозки.
- Сесть верхом на лошадь — весь год будет послушной.
- Муха укусила сегодня — к неудаче.
С Новым церковным годом Вас, друзья!
Пусть Бог всем нам даст, крепости духовной и телесных сил на нелегком, но благом пути ко спасению.
С праздником!
Комментарии (0)